Школа без травли: о чем антибуллинговый законопроект, который готовят депутаты

На прошлой неделе стало известно, что депутаты Государственной Думы готовятся внести в Парламент законопроект, направленный на борьбу с травлей в школах. Как предложенные поправки помогут защитить тех, кто раньше оказывался беспомощным перед нападками сверстников в ситуациях травли? Рассказывает адвокат, к.ю.н. и один из авторов «антибуллингового» законопроекта Виктория Дергунова.
Виктория Дергунова, партнер BGP Litigation, президент БФ «Юристы помогают детям», адвокат, к.ю.н.
Виктория Дергунова, партнер BGP Litigation, президент БФ «Юристы помогают детям», адвокат, к.ю.н.
Школа без травли: о чем антибуллинговый законопроект, который готовят депутаты
Photo by Austin Pacheco on Unsplash
Что такое травля? Можно ли на законодательном уровне эффективно защитить детей от жестокости друг друга и сделать их жизнь в школе безопаснее? Авторы законопроекта, педагоги и юристы, считают, что да. Если предоставить взрослым действенные инструменты влиять на подобного рода конфликты. Поправки главным образом направлены на профилактику травли и поддержание здоровой среды в коллективе детей.
Содержание

История одной травли

Около года назад ко мне обратилась мама 11-летнего мальчика: её сына травили одноклассники. Попытки родителей вмешаться в конфликт на ранней стадии, когда все ограничивалось смешками, обидными коллажами и комментариями под фотографиями в соцсетях и группах класса в мессенджерах, порчей учебных принадлежностей, бойкотом, попытками унизить на словах или «случайными» толчками на перемене, – эти попытки ничего не дали. Отвечающие за обстановку в школе учителя сначала делали вид, что не знали о происходящем, а потом то ли не знали как, то ли пытались, но не смогли остановить происходящее. Буллинг, который они так и не пресекли на ранней стадии, не считая это серьёзной проблемой, в результате закончился физической травмой – очередные толчки и подножки привели к тому, что мальчик повредил колено на уроке физкультуры. Для ребенка это стало больше, чем просто кризисом отношений со сверстниками. Он с детства профессионально занимался теннисом и был одним из ведущих игроков детских турниров. Теперь с надеждами на большой спорт можно попрощаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это только одна из многочисленных похожих историй травли в практике благотворительного фонда «Юристы помогают детям» – в ней травля обернулась вредом здоровью и крахом спортивной карьеры. Намного чаще речь идет о психологических травмах, оценить ущерб от которых гораздо сложнее.

В каждом из случаев жертва оказывается бессильна на фоне бездействия образовательной организации, которая, в свою очередь, на самом деле безоружна перед агрессором из-за отсутствия рычагов реального воздействия на него и ситуацию в целом.

В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, направленный на борьбу с травлей в образовательных учреждениях – главным образом в школах, где дети проводят большую часть своего времени и где они чаще всего сталкиваются с ней. Если поправки будут приняты, это станет первым шагом к тому, чтобы заполнить существующий сегодня законодательный пробел, непосредственно влияющий на социализацию подростков: проблема травли, которую даже по официальной статистике переживает более половины российских школьников, до сих пор не получила должного правового регулирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Общественность не раз шокировали видео издевательств подростков над одноклассниками и учителями.

Предложенные нами поправки дают школам инструменты для борьбы с буллингом и помогают на институциональном уровне защитить тех, кто раньше оказывался беспомощным перед нападками сверстников в ситуациях травли. Предоставляя взрослым реальный ресурс влиять на подобного рода конфликты, поправки в то же время главным образом направлены на профилактику травли и поддержание здоровой среды в коллективе детей.

Школа предпочитает не вмешиваться

Общественность не раз шокировали видео издевательств подростков над одноклассниками и учителями. Школа перестала быть безопасной средой как для учеников, так и для педагогов, в то время как в России так и не появилось единых методик профилактики буллинга и эффективных мер реагирования на него, которые бы помогли школе включиться в решение проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее распространенным решением в ситуациях травли является обращение родителей ребенка к классному руководителю или администрации. Но школа не всегда встает на сторону жертвы, часто игнорирует проблему, предпочитает не вмешиваться в конфликты учеников, если только они не повлекли порчу имущества или нанесение вреда здоровью, то есть не привели к возникновению ситуации, реагировать на которую попросту не получится. В таких случаях родители уже как правило идут в полицию и в суд и требуют возместить причиненный вред, в том числе моральный. Если речь идет о словесных оскорблениях или порочащих слухах – подают иски о защите чести и достоинства ребенка.

Собирать доказательства всегда придется жертве, что часто затруднено по той причине, что пострадавший от травли ребенок может даже не знать, кто является ее зачинщиком, кто – участником, а кто – всего лишь наблюдателем.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он также может бояться назвать обидчиков, опасаясь новых актов агрессии вне зависимости от того, будут ли они наказаны. Поскольку травля чаще всего встречается в среде школьников до 14 лет, это исключает привлечение их к административной или уголовной ответственности, а причиненный ими материальный вред возмещают родители. Закономерным результатом является латентный характер буллинга: лишь 0,5% подвергшихся ему детей обратились за защитой, большинство предпочитают делиться проблемой только с родителями и друзьями, боясь ужесточения случаев травли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас способов защиты от травли, позволяющих предотвратить ее и минимизировать последствия на уровне образовательной организации, просто нет. Первое, что можно сделать, чтобы хотя бы подступиться к решению вопроса – дать школам инструменты, которые помогут им отслеживать ситуацию в классах, выявляя проблему на ранней стадии, а не когда «колено уже сломано».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Травля вне закона: что изменится

Законопроект, среди авторов которого – юристы и педагоги (Светлана Моторина, просветитель, публицист, педагог; Анна Копылова, юрист программы «Травли net», Виктория Дергунова, адвокат, к.ю.н., партнер BGP Litigation, руководитель практики семейного права и наследственного планирования, Президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям»; Сергей Макаров, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «Град», к.ю.н, советник ФПА РФ), – помогает это сделать. Он не только определяет, что такое травля, отличая ее от рядового конфликта, ее виды и субъектов, но и предусматривает разработку пошаговой программы и единого стандарта ее профилактики, предусматривающих системные меры реагирования на нее. Итак, какие изменения предлагаются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Принятие государственной программы и единого стандарта профилактики травли, определяющих как школы могут своевременно ее выявлять и эффективно с ней бороться, предотвращая новые случаи, способы оценки психологического климата в классе, пути повышения осведомленности учеников и обучения их безопасному реагированию на нее, меры по социальной адаптации участников и зачинщиков травли, направленные на создание в подростковой среде системы ценностей, основанной на взаимном уважении, взаимопомощи и развитии социальных навыков.
  2. Утверждение образовательными учреждениями локальных нормативных актов, предусматривающих порядок реализации указанных в государственной программе и едином стандарте мер и проводимых для этого собственных мероприятий.
  3. Создание в образовательном учреждении специального подразделения (не отдельного структурного, а сформированного из числа педагогов, психологов, службы школьной медиации, представителей родительских комитетов) по рассмотрению случаев травли, подбору адекватных мер ее профилактики и реагирования, контролю за их реализацией, поведением ее зачинщиков и участников, а также обстановкой в классе. Оно будет помогать ученикам и учителям разобраться в ситуации и предотвратить как негативные последствия для пострадавших от буллинга и других учеников, так и новые случаи.
  4. Предоставление образовательным учреждениям возможности на законном основании применять к организаторам и участникам травли меры дисциплинарного реагирования. Сейчас жертва травли вынужденно меняет школу, в то время как поведение ее «автора» остается безнаказанным. Равная ответственность для зачинщиков и участников буллинга не позволит выбрать одного виноватого в произошедших событиях и сделает невыгодным поддержку травли.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кнут или пряник: акцент на профилактику

Когда родители пострадавших детей обращаются в суды в связи с причинением вреда в результате травли, будь то вред здоровью или ущерб имуществу, школа может быть и вовсе освобождена от ответственности и как следствие от обязанности его компенсировать, если докажет, что поведение ученика стало следствием его ненадлежащего воспитания родителями, а не результатом недосмотра образовательного учреждения за событиями, происходящими в нем во время учебного процесса. Таким образом школа как будто бы не отвечает за один из самых важных учебных процессов – адаптацию и социализацию детей, всецело перекладывая ответственность за это на их законных представителей. Это приводит к тому, что обстановка и среда в школе перестает быть безопасной, поскольку учителя не отвечают за нее де-юре, родители учеников – де факто, а травля остается незамеченной, продолжая укрепляться и масштабироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Метод кнута» – адресные штрафные санкции в отношении педагогов или родителей – не работает, когда речь идет о буллинге. Об этом говорит и практический опыт борьбы с ним на примере различных школ и многочисленные исследования. Самыми эффективными мерами оказываются те, которые не несут в себе фокус на наказаниях, а концентрируются на просвещении и профилактике.

Именно такой подход лежит в основе законопроекта. Базово он предлагает сделать профилактику травли не обособленным автономным мероприятием, а частью системы воспитания детей в образовательных организациях. В идеале деятельность и содержание программ школ должны помогать узнать больше о феномене буллинга, сформировать нетерпимость к нему как в форме невмешательства, игнорирования, молчаливой поддержки и тем более участия в нем, психологически безопасную и комфортную образовательную среду, основанную на принципе «я травлю не потому что я сильный, а потому что я-плохой», а также вместо формального «выполнения плана» дать и учителям, и школьникам действующие практические методы распознавания травли и адекватного здорового реагирования на нее, переживания ситуации таким образом, чтобы она не оставалась травмой на долгие годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, далеко не все задачи можно решить превентивными методами. Сегодня в ситуации травли жертва чаще всего оказывается тем, кто должен решать проблему: именно этому человеку предлагается подстроиться и научиться «ладить с коллективом». При этом, все то время, что ребенок будет пытаться себя защитить, он будет продолжать ежедневно обучаться в том же классе в той же обстановке с теми же сверстниками, претерпевая психологическое давление, изоляцию и прочие проявления травли в условиях бездействия и невмешательства школы, не обязанной оказывать ей какую-либо помощь. Это делает положение того, кто подвергается травле, еще более уязвимым, оставляя ее зачинщиков безнаказанными долгое время и провоцируя новые акты жестокости с их стороны. Законопроект направлен на то, чтобы без чрезмерных «санкций» разделить бремя ответственности за происходящие в школе процессы с ней самой – в случае, если образовательное учреждение не проводит просветительские мероприятия с целью профилактики травли, и никак не защищают жертву, оставаясь в стороне, придется заплатить административный штраф. Наша задача – подтолкнуть школы к решению проблемы травли в коллективе учеников и дать реальные инструменты ее предотвращения тем, кто хочет ими пользоваться и кому их на сегодняшний день не хватает.