Открывается выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана»
![Открывается выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» Открывается выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/2a8/2a81f09c5ad3651f8db34a5448fa7711_ce_1125x749x0x2_cropped_510x340.webp)
— говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.
![Кувшин для омовений «кумган». Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Кувшин для омовений «кумган». Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/a49/a493d940d9d21d51eb3854327ee984bd_cropped_510x765.webp)
![Браслет свадебный. Дагестан, село Кубачи. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, альмандины, бирюза, позолота. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Браслет свадебный. Дагестан, село Кубачи. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, альмандины, бирюза, позолота. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/01b/01b110e2bce7f43748aba711a1be2ad3_cropped_510x341.webp)
![Браслет трехстворчатый. Дагестан. Этническая принадлежность: ногайцы. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, зернь, гравировка, чернение, канфар. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Браслет трехстворчатый. Дагестан. Этническая принадлежность: ногайцы. Конец XIX – начало XX веков. Серебро, зернь, гравировка, чернение, канфар. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/b99/b99306fa9dbcbd10b68d4f3b26c6fa4e_cropped_510x341.webp)
Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки — например, «Дом», «Свадьба», «Защитница». Среди экспонатов — предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции «Царицына», украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.
Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году:
![Циновка «чибта». Дагестан, Левашинский район, село Урма. Этническая принадлежность: аварцы. 1980-е годы. Шерсть, осока, килимное и сумашное ткачество. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Циновка «чибта». Дагестан, Левашинский район, село Урма. Этническая принадлежность: аварцы. 1980-е годы. Шерсть, осока, килимное и сумашное ткачество. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/122/12257023394683a93218055c568a9de6_cropped_510x242.webp)
![Лента для кувшина. Южный Дагестан. 1980-е года. Шерсть, килимное плетение с зазорами, длина кисти — 17 см. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Лента для кувшина. Южный Дагестан. 1980-е года. Шерсть, килимное плетение с зазорами, длина кисти — 17 см. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/866/8660f9bc7f493e2a4012bbbfc1622d81_cropped_510x340.webp)
Почему — Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы — архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий — помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.
— говорит Ксения Паршина.
Свадьба — это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза — маргал, — его тоже можно увидеть на выставке.
![Дракон Ажохадар. Дагестан, село Балхар. XX век. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Дракон Ажохадар. Дагестан, село Балхар. XX век. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/f6e/f6e7318cd18da045c1955492eb9ffdda_cropped_510x340.webp)
![Ослик груженый корзинами. Дагестан, село Балхар. 1980 год. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Дракон Ажохадар. Дагестан, село Балхар. XX век. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/239/239c7c91b2f9d254a8b844f1d8918a7d_cropped_510x340.webp)
Ткачество — одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины.
— объясняет куратор. Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в «Царицыне» можно узнать некоторые «ключи», которые помогут «прочитать» тканные книги.
В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике — например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.
![Гребень для шерсти. Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Гребень для шерсти. Дагестан. Начало XX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/019/0191572849e56a4c82e4b21f9810773b_cropped_510x340.webp)
![Ступа-чесночница. Дагестан, Гунибский район. Конец XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Пресс-служба Царицино](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/a3f/a3f0f61185f188d62f6f33efa2161f07_cropped_510x340.webp)
Современное искусство на выставке — это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, Джамиля Азиялова — ковровщица, реставратор и дизайнер — показывает в «Царицыне» картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку — традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое «полотно» Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла «Бюль-Бюль и Гюль» напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно «женских» символах — птице и древе жизни. Не случаен и выбор «холста» —платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.
В последнем зале выставки, в «Мастерской» будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.
Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.
— объясняет куратор выставки Ксения Паршина.
![Серьги-лунницы. Дагестан. Конец XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно» Серьги-лунницы. Дагестан. Конец XIX века. Из коллекции музея-заповедника «Царицыно»](https://www.novochag.ru/upload/img_cache/be2/be27dac81da2ee5a9368cb3b5962f889_cropped_510x340.webp)
Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.
Куратор — Ксения Паршина
Дизайнер — Эрик Белоусов
Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.
Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.
По материалам пресс-службы.