Небо над Берлином Ивана Кожедуба – майора, которому отдавали честь полковники

Увидев самолет впервые, Иван подумал, что никогда бы не решился полететь на таком агрегате. Боязно было даже думать о небе. Но у неба были на него свои планы.
Небо над Берлином Ивана Кожедуба – майора, которому отдавали честь полковники
РИА Новости
Путь легендарного лётчика начался с искреннего страха перед самолетами.
Содержание статьи

Мобилизовал обаяние

В 1946 году, вскоре после Победы, летчик Иван Кожедуб в электричке познакомился с девушкой. Вероника очень ему понравилась, а он ей не очень: невысокий, украинский акцент режет московское ухо... Судьба снова привела их в один вагон, и тут уж Кожедуб мобилизовал все свое обаяние, пригласил девушку на танцы в клуб летной академии. И вот они идут, а все встречные вытягиваются по стройке «смирно» и отдают Кожедубу честь.

Вероника изумлялась: «Что за майор такой, перед которым полковники в струнку вытягиваются?»

Пришли в клуб, Иван снял летный реглан, а под ним на кителе три Звезды героя, а орденские планки и не счесть. Тогда по воинскому уставу полагалось, чтобы Герою честь даже старшие по званию отдавали. Через несколько месяцев они с Вероникой поженились. И не смущал больше ее ни акцент уроженца Черниговской области, ни его невысокий рост. И все 50 лет счастливой семейной жизни видела она перед собой того Кожедуба, которым он и был: героя, аса, величайшего пилота советской истребительной авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иван Кожедуб
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В воде не тонет...

А между прочим, когда Кожедуб впервые увидел самолет, он подумал, что никогда не смог бы стать летчиком. Сложно это, да и страшно. Было так: Ваня играл в кегли, услышал, как рокочет мотор, поднял голову. Самолет пролетел совсем низко, так, что Иван увидел: два пассажира с заднего кресла радостно машут ему руками. Потом он узнал – можно было заплатить деньги и полетать на этом самолете, посмотреть на родную Десну с высоты птичьего полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но было уже поздно, да как-то... Он потом написал в своей книжке воспоминаний «Верность отчизне»: «Самолет, откровенно говоря, внушал мне не только любопытство, но и робость. Я даже признался себе, что, пожалуй, и не отважился бы полететь. И решил про себя, что летному делу научиться трудно, а летчики, должно быть, люди сказочно смелые: подумать только – в воздух поднимаются, делают такие перелеты! И ни на секунду тогда не возникла у меня мысль посвятить свою жизнь авиации».

Но, наверное, у авиации планы на Ивана были с самого начала.

Он родился в 1920 году в бедной семье: старшие братья и мать работали на зажиточных односельчан, да и сам Ваня с ранних лет пошел в подпаски. Жизнь у него сразу складывалась как-то поразительно, судьба как будто берегла его для важного предназначенья. Однажды весной, когда Десна разлилась, дети на лодке поплыли на остров. На обратном пути лодку перевернуло течением, ребятам удалось доплыть до затопленного дерева, забраться на ветки. Вода была ледяной, силы быстро кончались. Друг Вани, Андрейка, разжал руки и утонул на глазах у всех. Потом не выдержал Ваня, разжал руки и камнем пошел ко дну. И прямо в эту секунду к дереву подплыла лодка со старшими ребятами. Брат Вани, Саша, успел увидеть, как тонет будущий великий летчик, успел его спасти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иван Кожедуб
РИА Новости

Библиотекарь Кожедуб

Ваня рос, увлекаясь двумя вещами: гирями и живописью. Он обожал рисовать, мечтал писать красками, но и гиревые упражнения обожал не меньше. Потом он даже затруднялся сказать, что ему больше пригодилось в профессии летчика: рисованием он развил феноменальную зрительную память и отличный глазомер, а гирями – лошадиную выносливость и вестибулярный аппарат. Так, то рисуя, то выжимая пудовые гири, он окончил семилетку и поступил работать библиотекарем и одновременно учиться дальше, в школу рабочей молодежи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На работе Кожедуб постоянно читал все подряд, и художественные книжки, и техническую литературу. Через два года поступил в местный техникум на химико-технологическое отделение. Ребята из техникума ходили в аэроклуб, все время тренировались на сложных спортивных снарядах, и Кожедуб пошел с ними за компанию. Ему пришлось нагонять их в изучении теории – в то время он вообще непрерывно учился, ведь и техникум он не бросал. Авиация интересовала его все больше, и надо было как-то сказать об этом отцу. «А что, тату, если бы я летать выучился?», – спросил он осторожно.

«Куда тебе за журавлем в небе гоняться?!» – отец только рукой махнул.

Но уже, кажется, верил в сына. А для Ивана последние сомнения кончились когда в отпуск на родину приехал какой-то летчик-истребитель. Военные летчики были самые красивые. Все войсковые офицеры ходили в простых гимнастерках, а летчики! Китель! Галстук! Все парни тогда хотели выглядеть так же.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иван Кожедуб
РИА Новости

Неудачный первый бой

Наступил 1940 год. На мир наползала фашистская гадина, абсолютное, дистиллированное зло. Кожедуба вызывали в школу военных летчиков, он отлично ее окончил и ждал: вот-вот распределят к западной границе. Но его оставили инструктором в училище. А когда началась Великая Отечественная, на все рапорты Ивана отвечали: «ваш долг – готовить для Красной армии новых пилотов». Кожедуб думал, что все, так и проведет он все военные годы на тыловом аэродроме, особенно, когда училище эвакуировали в Казахстан. А газеты писали про подвиги его учеников, одному из них даже дали звезду Героя Советского Союза! На фронт Иван попал только в 1943 году. Первый воздушный бой Кожедуба был крайне неудачным. Он сразу же начисто потерял в воздухе ведущего, потом его обстрелял вражеский самолет, в кабину попал снаряд... Тут с земли открыла огонь советская артиллерия, и фашистские самолеты спаслись бегством, но и самолет Кожедуба попал под наш огонь, Иван чудом смог его посадить.

После этого вылета его даже хотели перевести в наземные службы.

Из ремонта самолет Кожедуба вышел переделанным, не годился для боя, Иван не бил фашистов, только иногда летал, как связной. Он приуныл, но не сдался. Тогда все только и говорили, что о Покрышкине, о его гениальной формуле боя «Высота – скорость – маневр – огонь», Кожедуб переписал ее в свой блокнот. Первый неудачный бой послужил ему уроком, он все время думал о тактике, рисовал схемы, думал, думал... И летал связным, а в небе шли бои, в небе гибли его друзья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иван Кожедуб
РИА Новости

Лучший истребитель

Свой первый самолет Кожедуб сбил в Курской битве. И все, с тех пор ему все удавалось. На следующий день он сбил второй вражеский самолет, через день – еще два. Через год у Кожедуба было 146 боевых вылетов, 20 сбитых немецких самолетов и первое звание Героя Советского союза. Он пересел на новенький самолет Ла-5, построенный на деньги, которые пожертвовал Красной армии колхозник Василий Конев. Иногда он сбивал по два-три фашистских самолета в день. Когда Иван сбил 48 немецких самолетов, он получил вторую звезду. К концу Великой Отечественной на счету у Ивана Кожедуба уже были: звание майора гвардии, 330 боевых вылетов, 62 сбитых самолетов противника (Кожедуб был самым результативным летчиком в союзных войсках) и последний бой в небе над Берлином. В августе 1945 года ему дали третью звезду Героя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После Победы Иван Кожедуб, как многие фронтовые летчики, поступил учиться в Военно-воздушную академию. Ох, какой это был набор: двести семьдесят Героев, двадцать два дважды Героя Советского Союза! Боевые летчики сели за учебники, изучали новые реактивные самолеты, все было непросто. Жизнь менялась, Иван менялся вместе с ней, теперь он жил для того, чтобы небо над нашей Родиной всегда было мирным. Они с Вероникой вырастили дочь и сына, и Кожедуб был отличным мужем и отцом. Жизнь получилась очень хорошая, но не такая долгая, как хотелось бы и ему, и всем, кто его любил. 8 августа 1991 года Иван Кожедуб умер у себя на даче после сердечного приступа. В последние годы он очень тяжело болел, не прошли даром военные перегрузки...

Нажми и смотри