Почему зрители плакали и пели: как программа «Играй гармонь» стала такой популярной

Есть на нашем телевидении программы, которые стали настоящими долгожителями, пережив своих создателей и снискав безусловную народную любовь. Одна из таких программ — «Играй, гармонь!». Сегодня мы расскажем о феноменально популярном и «долгоиграющем» проекте, которому скоро исполнится 37 лет.
Почему зрители плакали и пели: как программа «Играй гармонь» стала такой популярной
Скриншот видео
Передача «Играй, гармонь!» выходит на Первом канале с 1986 года. Многие годы её автором был народный артист России Геннадий Заволокин, сейчас его дело продолжают дети ведущего, Анастасия и Захар.
Содержание статьи

Как начиналась программа «Играй гармонь»

Всё началось в Новосибирске в 1984 году. Как-то раз, к Геннадию Заволокину, служившему тогда в новосибирской филармонии, пришёл его товарищ, шофер Анатолий Жердев. И предложил организовать съезд гармонистов. Поначалу Заволокин отнёсся к этой идее скептически, но после смерти Анатолия занялся съёмками концерта «Играй, гармонь сибирская!», который прошёл через год в новосибирском Дворце культуры железнодорожников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участников концерта было немного, от силы, десять человек. А вот зрителей набился полный зал. В новосибирский эфир концерт вышел 14 ноября 1985 года. После этого материалы забрали на Центральное телевидение и пообещали, что концерт вскоре покажут на всю страну. Но затем создателя программы ждали разочарования. Во-первых, показали концерт очень нескоро — через три месяца, в феврале 1986 года, в рамках цикла «Голоса народных инструментов». Во-вторых, по мнению Заволокина, концерт слишком сократили, вырезав из него многие важные, по его мнению, моменты. После этого Геннадий решил отказаться от сотрудничества с «Останкино»... Он ещё не знал тогда, что проект станет невероятно популярным в стране... Получив от зрителей множество писем, Заволокин согласился снять еще пару передач. И не зря это сделал. По результатам 1986 года Геннадий Заволокин вошел в десятку лучших ведущих СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Программа Играй гармонь
Скриншот видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Играй гармонь» — программа, которую делали не в столице

Удивительно, но программа «Играй, гармонь!» на Первом канале была единственной передачей, которую делали не в Москве. Геннадий Заволокин категорически не хотел переезжать в столицу. Первое время он просто приезжал сюда, чтобы смонтировать очередной выпуск, а затем приобрёл оборудование и стал делать программу в Новосибирске. Это было удивительно по тем временам, тогда считалось, что всё мало-мальски стоящее на Центральном телевидении должно производиться именно в столице. А здесь программу ведёт человек, который, к тому же, делает передачу по своему усмотрению, а не так, как «полагается». Но именно такой способ подачи импонирует зрителю. В главную редакцию народного творчества ЦТ начинают приходить письма с благодарностями, а также появляется масса желающих продемонстрировать своё искусство игры на гармони...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему «Играй гармонь» снимали без сценария

Для советского телевидения это был нонсенс. Первое, чему учили желторотых новоиспеченных редакторов, которые только переступили порог телевизионной студии — умению писать сценарии. Но в программах Заволокина (особенно в первых) это не было принято. Старые выпуски «Играй, гармонь!» снимались без сценария и предсъёмочной подготовки. Заволокин настаивал на импровизации. На том, чтобы всё выглядело в кадре, как будто это часть реальной жизни героев программы. Поэтому люди, которые снимались в программе, выглядели так, будто и правда, только что доили корову, сажали овощи в огороде, а потом вышли пообщаться с соседями... Многие узнавали своих соседей в передаче или самих себя... Посмотрите на канале Играй гармонь кадры с Геннадием Заволокиным.

Нажми и смотри

Реальные герои в программе «Играй гармонь»

Заволокин был категорически против попыток свести все к клише. Он повторял, что народное творчество — это не «бабушки в кокошниках», а живая часть культуры, которая может быть интересна всем возрастным категориям. А не только старшему поколению. Поэтому ведущий требовал убирать псевдонародные костюмы и застольные песни вроде «Ой, мороз, мороз». Также он не пропускал в эфир нецензурные частушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот что говорил о программе трёхкратный Олимпийский чемпион Александр Карелин: «Самобытность в программе "Играй, гармонь" — не как "кич", а как реальные самооценки: кто мы такие? Важно, что призма ваших объективов не искажает объект съёмок... Представляю, как приятно людям, которые хоть однажды оказались на всероссийском экране. Я понимаю их ощущения, эмоции. Они могут в родной деревне перед соседями блеснуть: "Видели?»

Программа Играй гармонь
Скриншот видео
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Владислав Листьев вступился за «Играй гармонь»

У этой программы были не очень хорошие дни, но каждый раз её кто-то спасал. Так, в 1991 году, после того, как Центральное телевидение СССР прекратило своё существование, программа «Играй гармонь» начала выходить на первом канале, по инициативе Владислава Листьева. Он же перевёл «Играй, гармонь!» на регулярное вещание, по субботам (до этого программа выходила на нерегулярной основе).

Также, по словам Анастасии Заволокиной дочери ведущего, эту программу однажды спас премьер-министр Виктор Черномырдин: «Ему показали предполагаемую сетку вещания "первой кнопки". Он посмотрел и спросил: "А где "Играй, гармонь!"? Ему ответили — мол, неформат, вчерашний день. "Верните, — сказал он. — Народу это нужно".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Геннадий Заволокин вспоминал: «Всегда кто-то спохватывался и говорил, что программа нужна сельчанам и пожилым людям. Я понимал, что передача выглядит на ТВ белой вороной — в ней нет выхолощенных, прилизанных, заштампованных мутантов от искусства, которые в последние годы заполонили телеэкран. Мои герои вышли прямо из жизни».

Нажми и смотри

Почему люди плакали, слушая «Играй гармонь»

«Играй гармонь» стала по-настоящему массовым явлением. За более чем 36 лет вышло около тысячи трёсхот выпусков передачи. Благодаря Геннадию Заволокину гармонь, которая долгое время считалась атрибутом пьяных посиделок, была полностью реабилитирована. Кемеровский профессор Анатолий Мохонько говорил о передаче: «Сам видел, как пожилые люди плакали, что гармонь вернулась».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детская писательница Виктория Татур вспоминала в одном из рассказов: «По субботам мы топили баню, а в воскресенье всей семьей собирались у телевизора и смотрели передачу "Играй, гармонь!" Такие там задушевные песни исполнялись! И мы с бабушкой подпевали и ногами в такт притопывали»...

А вот что сказал о программе «Играй гармонь» кинокритик Валерий Фомин: «Это программа-непоседа, программа-странник. Прошлый раз она впечатляла нас песнями и плясками кубанских казаков, сегодня укатила куда-то в Забайкалье, а следом идет русский Север. В этих неутомимых перемещениях в пространстве программа извлекает и получает для себя массу полезных эффектов. Ну, а спецэффект всей программы заключается в том, что, показывая нам столь разные и неповторимые уголки России, поразительное разнообразие лиц, костюмов, уникальные особенности регионального фольклора, авторы одновременно собирают всю эту мозаику в образ единой страны и единого народа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гибель создателя программы «Играй гармонь»

Геннадий Заволокин погиб 8 июля 2001 года в автокатастрофе. В автомобиль, которым управлял его сын Захар, врезалась машина с пьяным водителем. Геннадий скончался по дороге в больницу, Захара спасла подушка безопасности. После гибели Заволокина его дело продолжают дети. Программу «Играй, гармонь!» ведут дочь Геннадия Анастасия и сын Захар. Дети Заволокина везде возят с собой отцовскую гармонь, по их словам, это счастливый инструмент. Он побывал в той самой аварии и совершенно не пострадал...