Как «лепили горбатого»: история советского «Запорожца» и был ли у этой машины западный прототип

Как его только не называли! «Запор», «Горбатый» и даже «Чебурашка»! Это был самый дешёвый и самый доступный автомобиль в СССР. Но и один из самых проблемных. 22 ноября 1960 года вышла первая партия автомобилей «Запорожец».
Как «лепили горбатого»: история советского «Запорожца» и был ли у этой машины западный прототип
© МИА «Россия сегодня»
В 60-х годах в СССР для многих советских людей «Запорожец» стал первым транспортным средством. А для кого-то — любовью на всю жизнь. Рассказываем историю «Запорожца».
Содержание статьи

«Запорожец» был не один

Это действительно было так: под маркой «Запорожец» в СССР производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, которые некоторое время даже сходили с конвейера параллельно. Так, в 1960—1969 годах выходило первое поколение «Запорожцев» (ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А), а 1966—1994 годах — второе поколение (ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М). Но мы сегодня с вами поговорим о самом первом. О 965-й модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Запорожец» — автомобиль для каждого

Именно с такой предпосылкой в СССР власти поставили перед развивающимся автопромом чёткий план. Через несколько лет в стране нужно была начать выпускать автомобиль, который мог бы позволить себе любой советский человек. То есть, это должна была быть машина эконом-класса, компактная, а главное — недорогая. Кроме этого, конструкция автомобиля должна быть максимально простой, он должен был иметь хорошую проходимость, а также — вмещать, как минимум, четырёх человек.

Советский автомобиль Запорожец
МИА «Россия сегодня»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Западные прототипы «Запорожца»

Идея начать производить свой собственный массовый автомобиль эконом-класса в СССР возникла не на пустом месте. В 50-х годах в Европе многие страны уже обзавелись подобными производствами: в Германии выпускали Фольксваген Жук, в Италии — Фиат 600, во Франции — Ситроен 2CV. Конечно, Советскому Союзу никак нельзя было отставать от западных стран, поэтому в СССР за дело взялись, как всегда, очень срочно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Московскому заводу малолитражных автомобилей дали только три года на проектирование и запуск в производство новой машины (а это, чтобы вы знали, очень мало для такого ответственного мероприятия). Но, деваться некуда, в Советском Союзе умели «брать под козырёк» и выполнять пятилетку за три года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, именно поэтому советские конструкторы были вынуждены обращаться к зарубежным аналогам в разработке не только дизайна, но и конструктивных деталей автомобиля. На московский завод доставили несколько «прототипов»: Фольксваген Жук, Фиат 600, БМВ «Изетта», Ситроен 2CV. Вот и получилось, что новый «Запорожец» стал некоей «сборной солянкой». Хотя, основным прототипом первой модели (ЗАЗ-965) стал именно Фиат, у которого позаимствовали как идею общего дизайна кузова, так и независимую пружинную заднюю подвеску, рулевой механизм, двери, открывающиеся против движения, технологию изготовления кузова. А переднюю подвеску — «срисовали» у Фольксвагена-Жука.

Советский автомобиль Запорожец
МИА «Россия сегодня»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему автомобиль назвали «Запорожцем»

Действительно, почему? Ведь запускал производство новых автомобилей завод «Москвич»? Однако перед самым запуском новой машины выяснилось, что заводу «МЗМА» элементарно не хватает производственных мощностей, чтобы выпускать новую массовую модель. Так Совет министров СССР принял решение собирать новый автомобиль в Запорожье, на заводе «Коммунар». Интересно, что до этого на заводе «Коммунар» выпускали комбайны, плуги и косилки, специализации по автомобилям здесь не было. После начала выпуска новых советских автомобилей, завод был переименован в «ЗАЗ» (Запорожский автомобильный завод). Посмотрите на канале За рулём сюжет об автомобиле «Запорожец».

Нажми и смотри

Новый «Запорожец» за три года

В итоге всё получилось. Новый автомобиль, действительно, прошёл путь от начала проектирования до выпуска первого образца даже меньше, чем за три года. Проектировать ЗАЗ-965 начали осенью 1956 года, а 18 июня 1959 года был собран первый пробный образец «Запорожца». Но за эту скорость рядовым потребителям пришлось платить нескончаемыми ремонтами. Новый автомобиль получился очень проблемным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За что не любили «Запорожец»

Конструктивных недостатков у «Запорожца» было с лихвой. И самая главная проблема — двигатель. Это был небольшой мотор на 23 л.с. с воздушным охлаждением, который сильно перегревался летом. Ещё одна боль — двери, которые открывались в обратную сторону. Поэтому, если во время движения они нечаянно открывались, небольшой автомобиль ловил «паруса» и мог потерять управляемость...

Проблем было очень много и многочисленные владельцы нового автомобиля постоянно ругали отечественный автопром, бесконечно копошась в недрах своих непутёвых «ласточек». Владельцы первого народного автомобиля быстро освоили навыки слесаря, моториста, жестянщика и маляра. Порой, некоторые, особо продвинутые автомобилисты, утаскивали с помощниками, в четыре руки, двигатель прямо домой. Разбирали и собирали его там, под возбуждённые возгласы ребятишек. И ремонтировали-таки машину самостоятельно! Тогда же и появились первые шутки про «Запорожец»: «Полчаса позора, зато — на работе!»; «Где такие машины продают, в детском мире?»; «Федя, куда ты смотрел, нам же мотор не дали. Ничего, у нас в багажнике запасной есть».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Советский автомобиль Запорожец
МИА «Россия сегодня»

За что любили «Запорожец»

Тем не менее, «Запорожец», действительно, стал народной машиной. Пусть, он тарахтит, как трактор, пусть мотор греется и двери открываются не туда, куда надо, зато это была своя машина, на которой можно было, как доехать до дачи, так и махнуть на Чёрное море! И народ катался, дополняя маленький багажник большой конструкцией на крыше, на которую крепили велосипеды, мешки, бочки и прочие безразмерные вещи. Огромное достоинство этого компактного автомобиля — клиренс в 175 мм. «Запорожец» мог пройти там, где другие автомобили садились на «брюхо».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Советский автомобиль Запорожец
МИА «Россия сегодня»

Сколько стоил «Запорожец»

ЗАЗ-965 можно было купить намного дешевле, чем машины других марок. «Запорожец» стоил 1800 рублей. Чтобы вам было понятно, какие это деньги, поясним: купить такую машину можно было примерно на 22 средние зарплаты в СССР. И это было куда доступнее, чем цены на автомобили других марок. Так, «Москвич» в те времена стоил 2500 рублей, а «Волга» – 5100 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Советский автомобиль Запорожец
МИА «Россия сегодня»

Как «Запорожец» выступал в ралли и снимался в кино

Вы удивитесь, но ЗАЗ-965 действительно выступал в ралли! Известный советский гонщик, неоднократный чемпион Союза Стасис Брундза начинал свою спортивную карьеру именно на «Запорожце». Кстати, он испытал на прочность крышу автомобиля и продемонстрировал, что этот показатель у ЗАЗ-965 был на высоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если вы смотрели советскую комедию «Три плюс два», то вы, конечно же, должны были увидеть, что две героини фильма, Зоя и Наташа путешествуют к морю на «Запорожце». Именно этому фильму мы обязаны крылатой фразой, которую произносит Андрей Миронов: «Консервная банка системы Запорожец». «Запорожец» снимался с фильмах «Пока гром не грянет», «Сыщик», «Ларец Марии Медичи» и в других картинах. И, между прочим, сейчас даже занял свое почётное место в гараже музея «Мосфильма».