Последний крупный скандал, связанный с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, случился буквально на днях. В Лос-Анджелесе прошла премьера очередной постановки мюзикла. Шоу вызвало волну обсуждений ещё до премьеры, и главная причина — выбор актрисы на роль Иисуса Христа. Да, вы правильно прочитали — актрисы. В роли Иуды вступил Адам Ламберт, вокалист группы Queen, а роль Иисуса Христа досталась темнокожей певице и актрисе Синтии Эриво. Это не только первый случай, когда Иисуса Христа играет женщина, но заметное отступление от привычного образа — неряшливого, лохматого хиппи, каким его часто изображали в предыдущих версиях мюзикла. Впрочем, творению Уэббера и Райса не привыкать к скандалам. Давайте вспомним самые яркие постановки этого, безусловно, культового произведения.
Женщина в роли Иисуса! Самые яркие постановки рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»

О чём «Иисус Христос — суперзвезда» и почему критикуют оперу
«Иисус Христос — суперзвезда» (Jesus Christ Superstar) — рок-опера, созданная композитором Эндрю Ллойдом Уэббером (известным по мюзиклам «Эвита», «Кошки» и «Призрак оперы») и либреттистом Тимом Райсом (автором «Эвиты» и классических диснеевских «Аладдина» и «Короля Льва»). В 1970 году молодые талантливые музыканты объединились, чтобы создать оперу, которая бы пересказывала последнюю неделю жизни Иисуса Христа через призму рок-музыки.
Сюжет оперы охватывает события последней недели жизни Иисуса — от его триумфального въезда в Иерусалим до распятия на Голгофе. Однако история рассказана не с привычной точки зрения, а глазами Иуды Искариота, который становится почти что главным героем, сравнимым по значимости с самим Иисусом.
Поскольку средств на полнотеатральную постановку не нашлось, Уэббер и Райс сначала выпустили аудиоверсию. Эндрю Ллойд Уэббер так рассказывал о том времени: «Мюзикл об Иисусе Христе! Ещё в 1969 году просто одна мысль об этом заставляла театральных продюсеров падать от смеха. Но каким-то образом мы с Тимом Райсом убедили MCA записать сингл. Это произошло в то время, когда слияние рока и классики было в моде».
В альбоме Jesus Christ Superstar заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи также приняли участие другие известные исполнители — Мюррей Хэд, Майк Д’Або (экс-Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс, Гари Глиттер и Ивонн Эллиман. Альбом вышел в 1970 году и быстро стал хитом, достигнув вершины чартов Billboard. Уже в следующем году шоу дебютировало на Бродвее и произвело настоящий фурор.

Первая постановка «Иисус Христос — суперзвезда»
Когда в 1970 году альбом вышел, в Англии провалился и даже был ненадолго запрещён BBC как кощунственный. Но в США опера стала настоящим хитом. Тут же нашлись и продюсеры.
В 1971 году на Бродвее состоялась первая сценическая постановка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», поставленная режиссёром Томом О’Хорганом. Этот спектакль стал настоящим культурным феноменом — не только из-за музыкальных и театральных новшеств, но и из-за масштабного скандала, разразившегося вокруг него.
С самого начала постановка вызвала бурю протестов со стороны религиозных организаций. Католики, протестанты и еврейские общины обвиниляли создателей в кощунстве, богохульстве и даже в разжигании межнациональной вражды.
Хрисиане были недовольны тем, что в мюзикле Иисус был представлен не как божественное существо, а как обычный человек. Особое возмущение вызвал фокус на фигуре Иуды Искариота. Вместо привычного образа предателя Иуда здесь показан как сложный персонаж. Именно его точка зрения во многом определяет ход всей истории. Это был осознанный выбор авторов — композитора Эндрю Ллойда Уэббера и поэта Тима Райса. Последний даже признавался, что изначально его интересовала история именно Иуды. Такой подход резко осудили многие христианские активисты. «Мюзикл следовало бы назвать "Иуда — суперзвезда",» — возмущались они.
После премьеры у театра в Нью-Йорке образовались пикеты. Католики, протестанты и евреи стояли бок о бок с плакатами, выражая своё недовольство.
Несмотря на критику, «Иисус Христос — суперзвезда» стал одним из самых обсуждаемых спектаклей своего времени. Скандал не уничтожил постановку — наоборот, он только подогрел интерес публики.

Фильм «Иисус Христос — суперзвезда» 1973 года с «сексуальной» Магдалиной
В 1973 году вышел музыкальный фильм «Иисус Христос — суперзвезда» канадского режиссёра Нормана Джуисона. Главные роли исполнили Тед Нили (Иисус Христос), Карл Андерсон (Иуда Искариот) и Ивонн Эллиман (Мария Магдалина).
Картина столкнулась с той же волной критики, что и оригинальная сценическая постановка. Претензии вызывали отсутствие сцены воскресения, слишком «человеческое» изображение Иисуса и Иуды, а также, по мнению некоторых критиков, чрезмерно сексуализированный образ Марии Магдалины. Некоторые критики даже увидели намеки на романтическую связь между Иисусом Христом и Марией Магдалиной.
Еврейская тема вновь не обошла стороной произведение.
«Любой, кто когда-либо видел фильмы о ковбоях, знает, что хорошие парни носят белые шляпы, а плохие — чёрные. Здесь актёр, играющий Иисуса, — блондин; Иуда — чёрный; священники и раввины — темноволосые, зловещие и одеты в чёрное», — охарактеризовал фильм лидер еврейской общины Бенджамин Р. Эпштейн в интервью The New York Times в 1973 году.
Формы протестов были разнообразными: от публичных демонстраций и пикетов у театров и кинотеатров в США и Европе до официальных осуждений со стороны Католической, Православной и других церквей через СМИ. В ряде стран фильм временно запрещали или ограничивали в прокате — такие меры были предприняты, например, в Южной Африке и некоторых исламских государствах.
Исполнитель главной роли Тед Нили вспоминал, как вокруг фильма кипели религиозные споры: «Зрители ждали снаружи, каждый вечер проходили протесты, улицы перекрывали. Но протестующие не видели шоу. Я разговаривал с ними, приглашал посмотреть — и они всегда меняли своё мнение». Многим зрителям фильм показался свежим, актуальным взглядом на религиозную тему.

Российские постановки «Иисус Христос — суперзвезда»
В 1990 году, в разгар перестройки, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» впервые была показана на большой сцене в СССР. В феврале премьера состоялась в Санкт-Петербурге на сцене ДК имени Ленсовета, в Театре «Рок-опера». Спустя несколько месяцев, в июле, постановку представили и в Москве — на сцене Театра имени Моссовета под руководством режиссёра Павла Хомского. До сих пор спектакли в обоих театрах идут с аншлагами.
Сейчас в Театре «Рок-опера» играют Антон Авдеев (Иисус), Вячеслав Ногин (Иуда), Анна Позднякова (Мария Магдалина). А в Театре имени Моссовета можно увидеть Валерия Анохина, Михаила Панферова в роли Иисуса из Назарета; Валерия Яременко, Андрея Богданова и Александра Емельянова в роли Иуды Искариота; Ирину Климову, Екатерину Гусеву и Анастасию Макееву в роли Марии Магдалины.
Позже рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» ставили как крупные, так и небольшие театры по всей России. Одной из самых интересных постановок считается версия Театра Стаса Намина, премьера которой состоялась в 2001 году.Как заявляют организаторы, это самая близкая к оригиналу постановка — при этом не к бродвейской версии, а именно к аудиоверсии, вышедшей на пластинке в 1970 году. Кстати, в театре можно посмотреть постановку как на русском, так и на английском языке.
Как и в случае с постановками за рубежом, в России рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» также не обошли стороной скандалы. Православные активисты обвиняли спектакль в кощунстве и профанации священных смыслов. Звучали требования запретить как оскорбляющий чувства верующих. Особенно радикальные противники рок-оперы возмущались самим названием — «суперзвезда», считая его недопустимым в применении к образу Христа.
При этом официальная позиция Русской православной церкви была гораздо сдержаннее. Представители Московского патриархата подчёркивали, что постановка является художественным произведением, а не церковным текстом, и потому вправе быть неканоничной.
«Иисус Христос — суперзвезда» с Синтией Эриво
С 1 по 3 августа на сцене Hollywood Bowl — знаменитого амфитеатра под открытым небом в Голливуде (Лос-Анджелес) — прошла премьерная постановка мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». Шоу вызвало волну обсуждений ещё до премьеры, и главная причина — выбор актрисы на роль Иисуса Христа. Роль Христа в этой постановке исполнила темнокожая певица и актриса Синтия Эриво.
Так, пастор Джон К. Аманчукву в своём сообщении на X (бывший Twitter) написал: «Использование женщины на роль Иисуса Христа — это преднамеренное богохульство, которое вызвало бы возмущение Голливуда, если бы оно было совершено по отношению к представителям других религий». Он также отметил, что «Синтия Эриво слишком лысая, темнокожая, чтобы вести себя как Иисус».
Критике подвергся и общий стиль постановки. Многие зрители отметили отсутствие «эмоциональной химии» между Иисусом и Иудой. Там, где должна быть драматическая напряжённость и внутренний конфликт, сцены кажутся холодными и поверхностными. Вокальные данные у ведущих исполнителей — Синтии Эриво (Христос) и Адама Ламберта (Иуда) — не вызывают сомнений: они сильны и технически безупречны. Однако мюзикл многим зрителям больше напоминает поп-концерт, нежели театральную постановку. В нём много зрелищности, эффектов, но мало драматургического развития и актёрской игры. А вы что думаете, удалось послушать отрывки?