9 редких фотографий Константина Райкина: путь «атомного человека» и истории учеников

Он научил слышать сцену, держать паузу и быть честным не только перед зрителем, но и перед собой. В 75-летний юбилей Константина Райкина его ученики вспоминают, как мастер менял их жизни.
Алёна Трофимова
Алёна Трофимова
9 редких фотографий Константина Райкина: путь «атомного человека» и истории учеников
Legion-Media

8 июля народному артисту России, режиссёру и руководителю театра «Сатирикон» Константину Райкину исполняется 75 лет. Сотни актёров называют его своим главным учителем, а зрители — душой современного театра. К юбилею мы собрали самые тёплые воспоминания его учеников, дополнили их кадрами с репетиций, спектаклей и личного архива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я думал, ты порядочный человек»: чему учил Константин Райкин

Своих студентов Константин Аркадьевич учит не только актёрскому мастерству. Он меняет их взгляд на жизнь. Практически каждый выпускник называет Райкина человеком, который оставил в его судьбе глубокий след.

Никита Ефремов, окончивший курс Райкина в 2009 году, рассказал проекту «Афиша Daily», что мастер помог ему справиться со страхом.

Он привил мне настойчивость и способность идти вперёд, даже когда страшно. Я не сразу это понял, но спустя годы увидел, как это работает. Главное, что он передавал нам — это пример, который хочется повторить

Актриса «Сатирикона» Алена Разживина вспоминает совсем личную историю. Однажды из-за репетиций она задержалась допоздна и не предупредила близких. Это привело к конфликту, о котором узнал Райкин.

Он позвал меня в театр и сказал: «Я думал, ты порядочный человек. А, выходит, ошибался. А с такими я работать не хочу». Я была в шоке. Но тогда я поняла: для него важны не только талант и труд, но и человеческие качества. Этот разговор стал для меня уроком на всю жизнь

Ещё один ученик, Данил Стеклов, признался, что в день показа «Ромео и Джульетты» он забыл текст прямо на сцене.

Я застыл. Белый лист в голове. А у Константина Аркадьевича всё выверено до секунды. Потом он кричал: «Где Стеклов?! Я тебя убью!». Я стоял, бледный, как мел. Тогда это было страшно, а сейчас — очень трогательно. Он переживал за спектакль так, будто это был вопрос жизни и смерти

Эту же постановку вспоминает и Илья Денискин, который делил с Данилом роли Ромео и Бенволио.

Мы репетировали сцену смерти Меркуцио, и в какой-то момент я заметил: Константин Аркадьевич не просто наблюдает. Он сам проигрывает сцену — держится за живот, лежит под столом, будто сам умирает. Это был уникальный момент: режиссёр, который живёт каждой репликой вместе с актёром
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из семьи Райкиных — в историю театра

Константин Райкин родился в Ленинграде 8 июля 1950 года. Его отец — легендарный артист Аркадий Райкин. Уже в юности Константин пошёл по его стопам: поступил в Щукинское училище и окончил его в 1971 году.

Первые 10 лет он служил в театре «Современник», где сыграл 38 ролей, в том числе в спектаклях по Достоевскому, Шекспиру, Салтыкову-Щедрину и другим классикам. В 1981 году недолго работал в Ленинградском театре миниатюр, а затем переехал в Москву, где стал одним из лидеров Государственного театра миниатюр.

С 1987 года Райкин стал главным лицом «Сатирикона» — сначала как актёр, потом как худрук. Его «Сирано де Бержерак», «Контрабас», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гроза» стали знаковыми в истории театра в России. Он умеет делать спектакли живыми, эмоциональными и всегда честными.

Кино, сцена, школа

Райкин снимался в кино с конца 1960-х. Особую популярность ему принесла роль в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976). Потом были «Много шума из ничего», «Свой среди чужих», «Остров погибших кораблей», «Руанская дева» и другие.

С 2001 по 2012 год он преподавал в Школе-студии МХАТ, а затем создал собственную театральную школу — Высшую школу сценических искусств. Там он не только учит студентов, но и участвует в их спектаклях, следит за их ростом и остаётся рядом, как наставник.

В свой день рождения, 8 июля 2025 года, Константин Райкин вновь выйдет на сцену. В «Сатириконе» он покажет обновлённую версию поэтического моноспектакля «Своим голосом».