Елена пришла в театр Арцибашева после рождения дочери. Сергея она она, замужняя женщина, воспринимала только как режиссера, да он и не производил какого-то ошеломительного впечатления: щуплый, невысокий, невидный. Но, конечно это был талант. В «Театре на Покровке» шла совершенно особая жизнь, режиссер и актеры говори со зрителями современным языком, не боялись экспериментов, создавали настоящее искусство. Все актеры были захвачены обаянием режиссера: он был и тиран, который заставлял иногда репетировать по 12 часов, и живой гений, под светом которого каждый казался себе умнее, лучше и значительнее, чем был.
Сергей Арцибашев и Елена Стародуб: печальный театральный роман

Актриса и режиссёр
И еще Арцибашев умел понимать и чувствовать женскую душу, и женщины даже не видели скромную внешнюю оболочку – они влюблялись в его харизму. Он казался Мастером, и каждой хотелось стать его Маргаритой. Елена ходила на репетиции, смотрела режиссеру в глаза... Ничего не происходило.
Читайте также: Марина Полицеймко и Семен Фарада: любовь за кулисами.
Выбрал себе музу
А потом произошло вот что. Однажды Сергей Арцибашев пригласил к себе в кабинет Стародуб и еще одну актрису. Как скажет потом Елена – выбирал себе музу. Они говорили о каких-то текущих делах, потом Сергей вежливо попрощался со второй актрисой, а Елене «неловко сделал недвусмысленное предложение». Она играючи поставила его на место, съязвила, что отдаться любимого режиссеру – святой долг каждой актрисы, но она вообще-то замужем. Эта история как-то быстро забылась: Арцибашев подулся-подулся и успокоился. Общение продолжалось в профессиональной плоскости, все было, как обычно.
Роман
Прошло полгода. Театр приехал на гастроли. И вот – провинция, ресторан в гостинице, скука. Арцибашев спустился на ужин – невероятно эффектный, какой-то задумчивый, в белом костюме, с бритой головой. В этот момент что-то и случилось. Роман начался сразу, стремительный и бурный. Самое главное, что актриса нашла своего режиссера. А режиссер встретил свою актрису.
Предвидя смертный разговор,
Я говорю тебе спасибо
За то, что мимо не прошел,
Смотрел, не важно, что не видел,
За слово, сказанное мне
Невольно, нехотя, но все же...
За жизнь, столь дорогую мне,
За имя нежное – Сережа.
Елене Арцибашев казался невероятным, все в нем было близким, все трогало за душу. Как он мечтал стать режиссером, хотя жил в заброшенном поселке и никогда не видел театра; как учился в техникуме и копил на театральный билет... Хотелось смотреть на него снизу вверх, хотелось перестать дышать от восторга.
Но было и что-то, что мешало включиться этому восторгу в полную силу. Как будто какой-то маленький внутренний критик иногда шептал актрисе: «смотри, это ведь тоже он, твой любимый». Например, Сергей не мог делить обожание с другими, поэтому молодые сильные артисты в театре не задерживались. Он предпочитал играть сам. Хотел, чтобы все его «бывшие» – и жёны, и любовницы – навечно оставались с ним, в его театре, — рассказывала Елена.
Она как раз не была просто «его женщиной»: придумывала капустники и танцы, стала для Арцибашева отличным вторым режиссером. В какой-то момент возник такой треугольник: Елена – Сергей – театр. И где-то на втором плане был еще муж Елены. И в театр уже пришла молодая актриса Мария Костина. Она понравилась Арцибашеву сразу – молодая, красивая, милая. И треугольник стал какой-то совсем уж сложной геометрической фигурой.
— Возможно, после пятидесяти в нём что-то такое проснулось. Возможно, Сергею показалось, что Маша и есть тот второй человек, – говорила Елена.
Плохое расставание
Расстались они плохо. Елена рассказывала, что Арцибашев долго не мог ее отпустить, хотел встречаться и с ней, и с Марией. Когда она отказалась быть старшей женой в этом гареме, выбрал Костину. Они с Машей поженились, Арцибашев стал хорошим семьянином, ценил жену, обожал детей.
А Стародуб меньше всего хотелось быть верной «бывшей», которая где-то рядом, и хранит в своем сердце если не любовь, то дорогие о ней воспоминания. Она понимала – эта история закончилась, пора отправляться в свободное плавание. Собралась с силами и ушла из театра, где была ведущей актрисой, звездой! Но вышло так, что в тот театр, куда она ушла, Сергея вскоре назначили главным режиссером. И это было очень тяжело. Он придирался, мог нахамить. Однажды публично сказал гадость, и Елена в ответ публично сказала ему все, что думала про его отношение к актерам.
Потом снова пришлось собираться с силами – а у нее началась депрессия, и силы приходилось собирать по кусочкам. Но Елена нашла себе новый театр, и новые роли, и новую жизнь. Чувства проходят не сразу. Время лечит не все. Сейчас, когда Сергея уже нет, Елена с благодарностью смотрит на мужчину, который рядом с ней: в нем нет ничего творческого, ничего гениального. Но для него важна именно она, а не его отражение в ее глазах. Однако тот театральный роман тоже был важен. Ведь актриса нашла своего режиссера, а режиссер нашел свою актрису.