Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» и сегодня заставляет сопереживать бесприданнице Ларисе в исполнении Ларисы Гузеевой, вынужденной или выходить замуж за нелюбимого и неприятного ей человека, или становиться «дамой полусвета», проще говоря — содержанкой. Кстати, мы уже рассказывали о секретах съемки этого фильма, например, о том, как актер Андрей Мягков едва не погиб под лопастями парохода. Трагедия Ларисы Огудаловой, героини пьесы Александра Островского «Бесприданница», многим кажется надуманной: в чем, собственно, трагедия-то? Ну не получилось найти богатого мужа, иди работай, на скромную жизнь заработаешь, и маменька от голода не умрет.
Почему Лариса из «Жестокого романса» не могла пойти зарабатывать, как Джен Эйр?

Почему судьба Ларисы сложилась трагично?
Вот как Джен Эйр, например. Тоже ведь неоткуда было помощи ждать, росла сиротой и без денег, но не растерялась, выучилась и стала учительницей в школе для девочек, потом гувернанткой в богатом семействе, потом снова работала учительницей в сельской школе. Небогато, но достойно: кормилась собственным трудом. Что же Огудаловой мешало поступить так же? Образование ведь позволяло...

Разное образование
Но не все так просто. Хотя действие происходит примерно в одно и то же время, в Англии, где жила Джен Эйр, тогда уже вовсю работала целая сеть закрытых школ для девочек, по типу интернатов. А сама героиня, несмотря на все трудности, сумела получить как раз такое образование, которого было достаточно для преподавания в такой школе. Таких девушек в то время в Англии было немало.
А как обстояли дела в России в 1870-х годах? Сразу надо оговориться: Ларисе Огудаловой было бы неприлично работать, например, модисткой или прислугой у богачей. Она все-таки была хоть и бесприданница, но из благородного семейства («Огудаловы — фамилия хорошая» — говорит Кнуров). Стать служанкой для нее означало бы окончательное социальное падение. А раз «фамилия хорошая», но денег нет, то путь один — в учительницы. Могла ли Лариса преподавать в гимназии или земской школе? Вряд ли — у нее не было специального образования. Нужно было окончить Институт благородных девиц, на худой конец — гимназию.

Для Ларисы стать гувернанткой — социальное падение
У Огудаловой такого диплома не было. Она получила обычное для того времени домашнее образование, ее учили, главным образом, музицировать, петь, рукодельничать, возможно — французскому языку. А значит, чтобы зарабатывать, нужно было устроиться в богатый дом гувернанткой. Это означало, что Ларисе пришлось бы жить вместе с семьей ученицы, ее положение было бы чуть повыше по сравнению с прислугой, зато от домогательств мужчин в этой семье ее ничто бы не спасло. И никто не стал бы за нее заступаться: такое зависимое положение для гувернанток было обычным делом.
Добавьте к этому сплетни и пересуды: ведь в небольшом городе все знают Ларису и ее маменьку, знают об их дворянском происхождении, как же не перемыть косточки! А если бы Лариса решилась уехать в другой город — стало бы еще хуже: она лишилась бы единственного близкого человека рядом, матери, и немногочисленных сочувствующих друзей.

Найти учениц — затруднительно
Была еще возможность стать не гувернанткой, проживающей в доме хозяев, а приходящей учительницей для разовых уроков, например, музыки. И никакого социального падения. Все знакомые продолжали бы уважать небогатую, но честную девушку, вынужденную зарабатывать себе на хлеб. Она осталась бы членом дворянского общества и в любой момент могла бы вернуться к прежней жизни — двери остались бы открытыми. Но, скорее всего, в провинциальном городке, где жила Лариса, найти учениц было очень трудно или вообще невозможно. Да и хватило бы у нее умений, чтобы стать наставницей?

Строгость Джен и веселый нрав Ларисы
Еще одно предположение: все в городке знали, что Лариса — из «веселого дома», захотели бы взять такую девушку в приличный дом учительницей? Ведь от такого «веселья», когда в доме постоянно толпятся мужчины, всего шаг до панели. «Не дом, а цыганский табор!» — по меткому определению Карандышева. Зато предложить ей «прокатиться» на выставку в Париж считают возможным. Может быть, потому, что Лариса — красивая и веселая? По сравнению с ней Джен Эйр — слишком чопорная, строгая и, чего уж там, невзрачная, вряд ли ее кто-то в Париж пригласил бы.
Вот вам еще одна разница между этими героинями. Нам остается лишь порадоваться тому, что в наше время любая девушка способна сама зарабатывать не меньше мужчин и обеспечивать себе нужный уровень жизни. У женщин XIX века таких возможностей не было.