9 опасностей, с которыми Юрий Гагарин столкнулся в космосе

Первый в мире полёт в космос совершил Юрий Гагарин — об этом известно всем. Но немногие задумываются о том, что пришлось пережить первому космонавту за 108 минут вдали от родной планеты. А ведь за это время случилось 9 нештатных ситуаций, и каждая из них могла стать причиной гибели.
9 опасностей, с которыми Юрий Гагарин столкнулся в космосе
Getty Images
Юрий Гагарин безгранично доверял создателям космического корабля, на котором первым из всех людей отправился в неизведанное. Между тем, его полёт сопровождался целым рядом технических неисправностей. Он мог погибнуть десяток раз. Но справился — и вернулся живым.
Содержание статьи

Проблема 1 — отказал контакт люка

Исторически момент: Гагарин занимает кресло в космическом корабле, техники начинают задраивать люк... И в этот момент выясняется: из трёх контактов один отказал — не замыкается. Мелочь? Как бы не так: во время спуска именно этот контакт «отвечал» за успешный запуск катапульты. Сидя в кресле, Юрия Алексеевич слышал постукивания и встревоженные голоса, но не знал, что и думать. Потом услышал голос Сергея Королёва в динамике: не беспокойся, всё будет нормально, просто не прижимается один контакт. В результате неисправность устранили, люк задраили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 2 — на 85 километров выше

На этом непредвиденные обстоятельства не закончились. Когда корабль выходил на орбиту, вышел из строя важный прибор, из-за этого двигатель отключился на доли секунды позднее расчётного времени. Корабль оказался выше, чем планировалось, на 85 километров. По космическим меркам — ерунда. Но, если бы вдруг вышел из строя механизм торможения, Гагарина в корабле носило бы по орбите не меньше месяца, только тогда он смог бы начать тормозить. Это была бы верная смерть — системы жизнеобеспечения были рассчитаны лишь на десять дней.

Проблема 3 — «болтанка»

К счастью, тормозная система сработала вовремя — как и должна была, спустя 67 минут после того, как корабль вышел на орбиту. Но неполадки не позволили системе сработать полностью. В итоге «Восток» начал снижаться по непредсказуемой траектории, и Гагарин пережил то, что позднее назвал «кордебалетом»: корабль принялся вращаться вокруг своей оси, космонавта «болтало»... Но даже в таких условиях он сумел сохранить присутствие духа. Юрий Алексеевич рассказывал, что постарался прижаться ногами к иллюминатору, а шторки при этом не закрывал: ему интересно было наблюдать за тем, что происходит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 4 — сильные перегрузки

При этом его организм подвергался страшным перегрузкам, он в любой момент мог «отключиться». Позднее Гагарин признавался: были моменты, когда у него перед глазами расплывались и исчезали цифры на приборах, в ушах шумело, перед лицом будто опускался серый занавес... Неизвестно, как бы всё закончилось, если бы космонавт потерял сознание и не смог выполнять дальнейшие действия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 5 — спускаемый аппарат долго не разделялся с приборным отсеком

С задержкой пошли и следующие процессы. Вместо 10 секунд, запланированных на разделение корабля на отсеки (отдельно — спускаемый аппарат с космонавтом, отдельно — приборный отсек), прошло почти 10 минут. Гагарин подождал две минуты. Потом доложил на Землю, что разделение прошло нормально — не захотел поднимать шум, был уверен, что система сработает, хоть и позже намеченного срока. По его словам, он был уверен, что всё равно приземлится удачно: «Страна большая, до Дальнего Востока где-нибудь сяду!» Приборный отсек отделился только на высоте 110 км, через 10 минут после начала торможения. Капсула с космонавтом начала спускаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 6 — «недолёт»

«Восток» должен был приземлиться в Хвалынском районе Саратовской области. Именно там первого космонавта поджидали поисковые группы и спасатели. Но описанные выше проблемы с тормозной системой сбили эти планы. Правда, вопреки ожиданиям, погрешность оказалась сравнительно небольшой — Гагарин приземлился ближе, чем было намечено, менее чем на 200 километров. Он катапультировался вместе с креслом и уже в воздухе увидел большую реку. Сразу подумал: это точно Волга. Были опасения, что его ветром отнесёт к воде, но обошлось. Только вот помогать космонавту после приземления было некому: спасатели ждали его дальше на 200 км.

Проблема 7 — два парашюта вместо трёх

Произошло катапультирование. Юрий Гагарин начал плавно спускаться к поверхности Земли на двух парашютах — а должен был на трёх! Третий, запасной, выйдя из нагрудного ранца, не раскрылся, а провалился вниз. Из-за этого космонавт не мог управлять своим спуском, он летел лицом к ветру, не имея возможности регулировать угол и направление полёта. Ему повезло: на высоте 30 метров его ветром развернуло в правильную сторону, и приземление прошло мягко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 8 — без воздуха

Приземление прошло мягко, но во время спуска ему пришлось пять минут распутывать клапан, который позволял дышать земным воздухом. Ведь он по-прежнему находился в скафандре. Это был огромный риск и реальная опасность задохнуться, уже находясь на родной планете. Всё же непослушными пальцами в громоздком скафандре космонавт сумел распутать трос и вдохнуть свежий воздух.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема 9 — без аварийного запаса

Из-за всех этих осложнений был утерян НАЗ — носимый аварийный запас. Гагарин, летя на парашюте, почувствовал сильный рывок и понял, что прикреплённый стропой к скафандру запас улетел вниз, на землю, самостоятельно, и найти его уже вряд ли получится. А ведь там были запакованы радиостанция, лекарства, пистолет (мало ли в какой стране он мог приземлиться!), продукты и даже надувная лодка — на случай, если его отнесёт к воде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К счастью, ничего из этого запаса космонавту не понадобилось. Гагарин приземлился поблизости от города Энгельса. К нему уже бежали местные жители — они решили, что это сбитый американский лётчик. Юрий Алексеевич сказал им: я наш, советский, вернулся из космоса. Скоро о подвиге Гагарина узнала вся страна, весь мир. Ошибки и недочёты, допущенные при запуске «Востока», были учтены в дальнейшем. В наши дни в космос летают не только мужчины, но и женщины.