Работа над восстановлением старинных механизмов ведется в Эрмитаже постоянно. Реставрация включает в себя поиск инженерных решений, которые позволили бы воссоздать утраченные функции в максимально аутентичном виде. Иногда процесс бывает настолько трудоемким, что занимает годы. Однако и результат впечатляет. Осенью 2025 года музей провел показ полностью восстановленного механизма Часов Ротшильда.
В Эрмитаже запел петушок: реставраторы смогли починить уникальные часы-яйцо

В 1902 году его создал русский мастер Михаил Евлампиевич Перхин, работающий в знаменитой фирме Фаберже. Часы-яйцо фирме заказала баронесса Беатриса Эфрусси де Ротшильд — для подарка младшему брату, который собирался жениться. Сделанное из драгоценных металлов, декорированное нежных оттенков эмалью, алмазами и зернами жемчуга, яйцо было произведением не только ювелирного, но и инженерного искусства. В определенный час крышка часов открывалась и на поверхность выдвигалась миниатюрная птичка, которая издавала мелодичные звуки.

Долгое время часы находились в собственности семьи, судьба их была неизвестна. В 2007 году они появились на аукционе Christie’s, их купили в частную коллекцию, а в 2014— подарили Эрмитажу. Яйцо выставлялось в музее, однако механизм не работал. За амбициозную задачу реставраторы взялись при поддержке Samsung Electronics и их совместного с музеем проекта «Связь времен – связь технологий». Несколько лет велась работа над восстановлением уникального устройства, обеспечивающего вертикальное перемещение фигурки петушка, её анимацию (движение крыльями и головой) и пение (за него отвечает миниатюрный органчик в нижней части часов). И вот недавно петушок снова запел.
В ближайшее время шедевр фирмы Фаберже вернется на свое место на экспозицию в залы памяти Карла Фаберже в Главном Штабе Эрмитажа. Однако, учитывая сильный износ и понятную историческую хрупкость экспоната, для демонстрации работы часов рекомендуется использовать видеозапись. Журналистам «Нового очага» удалось увидеть явление петушка «вживую». Часы запускает заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев.

Другим значимым проектом этого года стала реставрация каминных часов с фигурой Урании и музыкальным механизмом. На корпусе часов помещена женская фигура с подзорной трубой в руке – муза Урания, символизирующая Астрономию. Механизм хода и боя, а также музыкальный механизм выполнены в середине XVIII века прославленным парижским мастером, специализировавшимся на изготовлении сложных часовых, музыкальных механизмов, Мишелем Столленверком. Полностью восстановлен часовой механизм, продолжается настройка музыкального механизма, исполняющего 15 мелодий на карийоне из 11 колокольчиков, а также реставрация элементов корпуса.
