Никакого контрафакта: в России ужесточат работу маркетплейсов

Госдума в первом чтении единогласно приняла пакет законопроектов о регулировании платформенной экономики. Новые нормы затронут все ключевые аспекты работы маркетплейсов: от допуска продавцов до правил публикации товаров и предоставления скидок. Законодательные изменения должны защитить как потребителей, так и малый бизнес, ставший массовым участником онлайн-торговли.
Алина Щеглова
Алина Щеглова
Новостной редактор
Никакого контрафакта: в России ужесточат работу маркетплейсов
Freepik

Что изменится

Теперь продавцы перед выходом на маркетплейс должны будут пройти обязательную проверку через систему «Госуслуги» и другие государственные реестры. Без подтверждённой информации о безопасности товаров (маркировки, сертификатов или деклараций соответствия) размещать их на платформе будет запрещено. Кроме того, законопроект вводит запрет на самовольные скидки — платформы не смогут снижать цену на товар без согласия продавца. Это призвано остановить практику навязывания акций за счёт предпринимателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для покупателей упростят процесс возврата некачественных товаров. Платформы обязаны предоставить техническую возможность связаться напрямую с поставщиком — без лишней бюрократии, пишет RTVI.

Платформы под контролем

Новые требования будут распространяться как на российские, так и на зарубежные маркетплейсы. Иностранные компании, желающие работать в России, обязаны будут открыть филиал или зарегистрировать представительство, а также попасть в специальный госреестр.

За несоблюдение норм предусмотрены штрафы. Некоторые положения законопроекта могут вступить в силу уже с 1 марта 2026 года, но точные сроки ещё будут обсуждаться — многое зависит от готовности платформ и интеграции с государственными сервисами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему это важно

По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, за последние четыре года объём онлайн-продаж в России вырос в четыре раза. На маркетплейсах уже более миллиона продавцов, большинство из которых — представители малого и среднего бизнеса. Активно развивается доставка еды, мебели, одежды и других товаров, а через цифровые платформы услуги оказывают более 3 миллионов человек.

При этом крупнейшие игроки, такие как Wildberries и Ozon, находятся под пристальным вниманием ФАС — особенно после жалоб на автоматические скидки и разную цену одного и того же товара для разных пользователей.