«Одна девушка, дочь рыбака, должна была спокойно выйти замуж...»

Одна девушка, дочь рыбака, должна была спокойно выйти замуж и прожить обычную жизнь деревенской бабы, но она оказалась «с характером». Удивительную историю о ремесле, таланте, упрямстве и любви рассказывает куратор выставки «В отражении Тихманьги», которая сейчас проходит в Каргопольском музее, Екатерина Перова.
Екатерина Перова
Екатерина Перова
научный сотрудник Каргопольского музея
«Одна девушка, дочь рыбака, должна была спокойно выйти замуж...»
Иллюстрация: Юлия Андреева

Каргополь — город в Архангельской области. Местный музей хранит памятники архитектуры и иконописи, деревянные скульптуры, глиняные игрушки, жемчужные головные уборы, золотные платки, старинные вышивки, кубовую набойку. Семь лет назад к нам поступил большой комплекс: рубахи, сарафаны, юбки, кофты-казачки, — более 30 предметов, и все из одной семьи, из села Тихманьга. Такому позавидовал бы столичный музей, столько одежды «из одного сундука». Стали искать владельцев и нашли ещё одно сокровище — тетрадь с воспоминаниями женщины. По крупицам собрали недостающие сведения и сделали выставку о её судьбе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Девушка в деревне

Мария Михайловна Артёмова родилась в 1906 году в семье рыбака. «Нас у отца было три сестры и три брата. Мы помогали во всей деревенской работе отцу и матери. Отец был строгий, нам некогда было бегать по улице. Возила навоз, за всё бралась, дрова возила, сено с братом возили», — рассказывает Мария в той самой тетрадке. Старший ребёнок в семье, она была отцу «за сына», и ей, как говорят на Каргополье, «доставалось». Например, когда отец брал её рыбу ловить, приходилось часами стоять в холодной воде, это позже сказалось на здоровье.

Росла Мария очень бойкой. И когда начала ходить на вечеринки, родители всё боялись , что она, такая «бедовая», «принесёт в подоле». А она утешала: «Не бойтесь, под лихую курицу яиц не ложат, а только кладут под тихую». Для вечеринок деревенская молодёжь «окупала беседу» — то есть арендовала избу у какой-нибудь старушки. Девушки приходили туда по вечерам с работой: с пряжей и прялками. А парни заглядывали в гости, завязывались разговоры, шутки, танцы. Мама удивлялась: «Как ты, Маня, успеваешь и напрясть, и погулять». «А вот успеваю», — отвечала.

Гулянок, по словам Марии, было много, и кавалеров хватало, но она «ни в кого не влюблялась, а только канителила».

Сватать её начали с 17 лет. Но она не шла, не хотела так рано. При этом приданое ей собрали хорошее: 32 костюма из сарафанов и кофт-казачек. Не каждая современная женщина обладает таким гардеробом. Да ещё исполненным с таким мастерством — в том, что тихманжанки прекрасно шили, можно убедиться на нашей экспозиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И всё же, когда девушке исполнилось 19 лет, отец сам выбрал ей жениха и велел идти замуж. «Я как ревела, плакала, не шла, а он меня отхлыстал и отдал, обзарился на богатство». Будущий муж Марии совсем не нравился, к тому же она знала, что парень ленивый, но отец не внял её словам. Помолились Богу и просватали, через три дня состоялась свадьба.

Наряжая к венцу, невесту поставили на сковороду. Надели новую рубаху, нижнюю юбку, сверху шёлковые сарафан и казачок (кофта в талию), пояс, на голову — жемчужную перевязку, а в косу вплели широкие ленты. Затем со свадебным поездом приехал жених, забрал невесту, отправились в церковь. После венчания — свадебный пир в доме мужа. На следующий день топили баню для новобрачных.

И Мария Михайловна оставила горький комментарий: «Как ни тошно мне было, а жить надо».

Вскоре выяснилось, что Мария верно оценила жениха: пришли на сенокос, а он косить не умеет. Взяли на рыбалку — он прорубь рубить не хочет. Мужики смеялись: женился, а работать «не толкует», а родительским богатством не проживёшь. И отец наконец понял, что сгубил дочь, велел ей возвращаться в дом. Но вот беда: свекор отказался возвращать приданое, хотя по закону — должен был. Мария оказалась не робкого десятка, обратилась в суд. Решение вынесли в её пользу: вернуть приданое, а ещё заплатить 200 рублей за то, что всё лето на семью мужа работала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Совсем молодая и уже побывавшая замужем — её женская судьба в деревне была под вопросом. Отец сказал, чтоб помогала воспитывать младших братьев и сестёр. А она ответила: «Нет. Ты мне жизнь испортил, теперь я уеду на производство, не буду тут оставаться». И отправилась в большой город.

В Ленинграде Мария получила профессию швеи, устроилась на фабрику.

Но её не устроила зарплата. Тогда она перешла в кондукторы. И во время очередного рейса встретила мужчину, который ей понравился. Так Мария вышла замуж во второй раз — по взаимной любви. Потомки рассказывали, что Мария была очень миниатюрная, размер ноги — 34-й или 35-й. А муж, наоборот, высокий. И она ему едва до подмышек доходила.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У них долго не было детей — возможно, сказалась тяжёлая работа с детства. И всё же, когда Марии было уже 33 года, она родила девочку. Счастье было своим — но недолгим. Муж пропал на войне уже в сентябре 1941 года. Мария замуж больше не выходила. Вернулась с дочкой в Тихманьгу, к родителям.

Возвращение в Тахманьгу
Иллюстрация: Юлия Андреева

Отношения там складывались непросто. Она ведь была «отрезанный ломоть», а теперь вернулась, да с ребёнком. Жили трудно, зато одежду Мария шила себе и дочери сама. В Тихманьге она вновь села за швейную машинку. И, по воспоминаниям, одевалась очень элегантно. Обшивала и дочку: на каждую вечеринку — новое платье.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Её не очень любили соседи. Вероятно, оттого, что быстро принимала решения и была упрямой хозяйкой своей судьбы: разводилась, влюблялась, меняла работу, города — то за братом-военным уедет в Иркутск и обшивает там офицерских жён. То за дочкой. Она даже дом родительский не только перестроила — на другое место перенесла, поближе к реке, «на первую линию».

А ещё она хорошо, звонко пела, вспоминает её внучка. «Бабушка всегда вела самый высокий голос. Слышно было на всю деревню».

Историю Марии Михайловны мы рассказали на выставке в виде комиксов. Их сделала молодая каргопольская художница Юлия Андреева. Вместе с нарядами героини, уникальной коллекцией женских костюмов (и традиционных, и очень при этом самобытных, очень талантливо исполненных), с рассказом о её судьбе (с ёмкими, образными цитатами, которые дают представление о личности) — они производят большое впечатление на посетителей. Выставка «В отражении Тихманьги» продлится до конца 2025 года.

✨Ещё больше интересных и полезных статей в нашем Telegram-канале — подписывайтесь!
Вам интересны необычные истории из прошлого?
Да, интересно узнать о жизни разных людей
Нет. мне важнее современные события