«Наши мечты выросли в чёрном горшке» — как афганская художница меняет мир

Шамсия Хассани любила рисовать с трех лет, но в Афганистане под управлением Талибана (террористическая организация, запрещённая в РФ) девочка не имела права учиться, а все виды искусства были под запретом. Её родители нашли способ дать Шамсие образование, и она вернулась на родину, чтобы стать стрит-арт художницей, граффитисткой. Все её работы изображают женщин и рассказывают о женщинах — и о надежде. Но сейчас, когда темные времена вернулись, надежда почти мертва.
«Наши мечты выросли в чёрном горшке» — как афганская художница меняет мир
shamsiahassani | Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

«Женщины последними завоевывают права человека и первыми их теряют», — говорит Шамсия Хоссани.

Она была совсем малышкой, когда родители перевезли ее из родного Кандагара в Иран, потому что жизнь в стране под управлением талибов (террористическая организация, запрещенная в России) казалась невыносимой. Там Шамсия получила образование, но страсть к живописи она реализовать не могла — эмигрантам не позволяли посещать художественные классы.

Она вернулась на родину, когда ей было 17 лет. Шел 2005 год, страна потихоньку становилась все свободнее. Шамсия закончила художественное училище и поступила в Кабульский университет — сначала стала бакалавром, потом магистром живописи. Когда она закончила университет — пошла преподавать: рисование и анатомию в университете и отдельно — классы современного искусства. Художнице было 22 года, когда она познакомилась с Чу, британским художником-граффитистом. Тогда Шамсия открыла для себя новый мир.

Граффити — это по-настоящему женское искусство, хотя на первый взгляд так не кажется. Во-первых, женщины бедны, а баллончики стоят дешевле, чем тюбики с маслом. Грунтованные холсты — настоящая роскошь, а бетонные заборы — бесплатны. Во-вторых, женщины традиционно лишены пространства для высказывания, загнаны в гетто — а граффити позволяет вещать на всю улицу, сделать наше высказывание ярким и заметным. Но искусство Шамсии не осталось маргинальным. Ее работы выставлялись в Европе, Скандинавии и в залах Ближнего Востока, в дипломатических миссиях Кабула.

«Снять с женщины платок — не значит освободить».

Свои картины Шамсия Хоссани посвящает истории женщин, правам женщин, возвращает им голос. Ее героини — нарочито угловатые, с упрямо задранными подбородками, со сжатыми в ниточку губами или вовсе без ртов. Они воплощают надежду — силу, которая противостоит тьме ограничений, насилия, силу, которая похожа на цветок, пробивающийся через асфальт. Ее символ — одуванчик, выросший в черном горшке, простой цветок, который несет парашютики света. Кстати, интересно, что и Малала Юсуфзай для своих выступлений в защиту прав девочек выбрала похожий образ — ее псевдоним был «Василек».

Шамсия научилась рисовать быстро: 15 минут — и картина готова. Она не любит попадаться на глаза прохожим, чтобы не получить обвинение в нарушении правил шариата, которые запрещают изображать людей. Правила, установленные Талибаном (террористическая организация, запрещённая в РФ) накладывают запрет на все виды искусств: нельзя танцевать, играть музыку, нельзя рисовать. Именно поэтому символом сопротивления на картинах афганской художницы часто становится фортепиано, черно-белые клавиши, которые спрятаны в сердце. Потому что сердцу петь не запретишь.

Но сейчас, когда 20 лет спустя темные времена вернулись, художница, похоже, всерьез напугана происходящим. Смогут ли выжить при новой власти эти истории, полные красоты и надежды? Смогут ли новые маленькие девочки обрести свой голос в искусстве, или навсегда останутся немыми? Сможет ли искусство — особенно то, что исходит из замалчиваемого, угнетенного и преследуемого сообщества женщин выдержать это страшное давление и, возможно, полное уничтожение?

Афганские художницы не сдаются. Но надежда угасает — это понятно, стоит взглянуть на последнюю работу Шамсии Хассани. О том, что происходит в Афганистане — в откровенном письме студентки престижного кабульского университета.