28 сентября 1900 года в Киеве родился Борис Ефимович Фридлянд, более известный как Борис Ефимов — человек, чья жизнь стала подлинной летописью XX века. Он родился при Александре III и ушёл из жизни при Дмитрии Медведеве, пережив потрясения, революции, войны и трансформации страны. Изначально Борис планировал связать судьбу с правом, но любовь к рисованию, проявившаяся ещё в детстве, оказалась сильнее. События революции 1917 года определили его профессиональный путь: в этот период он впервые выбрал псевдоним Ефимов, с которым вошёл в историю.
Последний мастер советской карикатуры: 125 лет Борису Ефимову — художнику и хроникёру века

Ефимов стал последним великим мастером классической советской политической карикатуры. Его работы всегда были социально значимыми, и именно в этом поле он достиг исключительной выразительности. Отличительный стиль художника — ясный, лаконичный, беспощадно точный — стал визуальным символом советской пропаганды. Пройдя через весь XX век, Борис Ефимов сохранял ясный ум и твёрдую руку: в 107 лет он был назначен главным художником газеты «Известия», став одним из старейших действующих профессионалов в мировой медиа-индустрии. Его жизнь олицетворяет переход от чернильницы и пера к цифровым технологиям, которые он встречал с присущим ему творческим любопытством.

«Можно пропустить статью или заметку, но карикатуру не заметить невозможно», — писал Ефимов. Его рисунки были не просто иллюстрациями, а настоящим оружием. Особенно высоко ценили это бойцы на фронтах Великой Отечественной войны, отправлявшие художнику письма с просьбой рисовать больше, чтобы сатирой бить врага.
Ровесник столетия
Борис Ефимов родился в семье сапожника Ефима Фридлянда. В детстве семья переехала в польский Белосток, где мальчики учились в реальном училище и выпускали собственный рукописный журнал. Первая мировая война заставила семью вернуться в Киев, а Борис продолжил обучение в Харькове. Уже тогда он увлекался рисованием, особенно любил шаржи из сатирического еженедельника «Новый Сатирикон». Борис тщательно копировал понравившиеся рисунки, мечтая о публикации собственных работ, и вскоре отправил свои карикатуры в петроградские журналы. Его первый опубликованный рисунок — карикатура на председателя Государственной Думы Родзянко — вышел с подписью «Бор. Ефимов». Так родился известный псевдоним.
С 1919 года Борис работал в редакционно-издательском отделе Народного комиссариата по военным делам Советской Украины, но настоящую судьбу ему определил старший брат Михаил Кольцов, популярный фельетонист. Именно Михаил предложил Борису начать рисовать карикатуры для газеты «Красная Армия». Первый рисунок на Деникина, зажатого красноармейцами у Чёрного моря, стал началом длинной и значимой карьеры. «Моё умение смешно рисовать стало частью системы советской агитации, оружием революции», — вспоминал Ефимов.

Искусство и война
Первая мировая война показала, что карикатура может быть мощным политическим инструментом. Борис учился у старших коллег и развивал собственный стиль. В 1922 году он переехал в Москву, где его работы печатались в «Известиях», «Правде», журналах «Крокодил» и «Огонёк». Главными героями карикатур были западные политики, угрожавшие молодой Советской республике. Позднее ключевой фигурой стал Гитлер — «идеальная модель» для карикатуриста. Рисунки Ефимова так точно били по самолюбию фюрера, что уже в середине 1930-х годов немецкая дипломатия подавала жалобы советским властям.

Для Бориса работа карикатуриста была делом кропотливым. Илья Ильф описывал его процесс: «Он торопится к себе на второй этаж рисовать сапоги», — имелось в виду, что художник ежедневно прорабатывал по 10–15 пар обуви эсэсовцев, чтобы рисунки были максимально точными. Его работы не только развлекали, но и формировали отношение к врагу, вызывая ненависть и презрение к фашизму.
В годы Великой Отечественной войны Ефимов участвовал в создании «Окон ТАСС», а его карикатуры распространялись на фронте и в армейских газетах. Солдаты писали: «Одна карикатура больше скажет, чем статья». Его сборник «Гитлер и его свора» пользовался популярностью даже за рубежом. В 1945 году художник присутствовал на Нюрнбергском трибунале, изображая нацистских преступников в виде полулюдей-полуживотных, вызывающих презрение, а не страх.
Ефимов получал заказы от высших руководителей страны — иногда вожди сами придумывали сюжеты для карикатур. Один из примеров — карикатура на американского президента Эйзенхауэра и мифическую «русскую опасность», созданная по личному указанию Сталина.
Наследие
Борис Ефимов был удостоен двух Сталинских премий, Государственной премии, звания Героя Социалистического Труда, народного художника СССР и академика Академии художеств. Он прожил 107 лет, оставив после себя более 70 тысяч рисунков и десятки сборников. Его карикатуры стали историей страны в миниатюре: остротой линии и юмором они передавали дух времени, политические события и настроение общества.
«Карикатура привлекает внимание к себе всегда», — писал Ефимов. И действительно, ни один читатель советских газет не мог пройти мимо его рисунков, которые были одновременно остроумными, информативными и глубокими. Борис Ефимов прожил жизнь, полную творчества и смысла, став подлинным хроникёром целого века.

