«Труп, ожидающий ребенка: мозг беременной Адрианы Смит мертв и разлагается, но врачи не отключают систему жизнеобеспечения», — так начинается рассказ о жительнице штата Джорджия в Dаilymail. Тело 30-летней беременной находится в отделении интенсивной терапии одной из больниц Атланты с начала февраля. Ее судьба заставила миллионы американцев вступить в ожесточенный спор — не за право женщины на жизнь, а за право на смерть.
«Он может быть слепым или не ходить»: близкие умершей беременной назвали пыткой выращивание плода в её теле

Медсестра Адриана Смит находилась на девятой неделе беременности, когда в начале февраля 2025 года обратилась в больницу из-за сильных головных болей. Оказалось, что в мозгу женщины образовались тромбы. После неудачной операции по снижению давления мозг Адрианы признали умершим. Учитывая, что у Смит уже есть семилетний сын, оставшийся без матери, ситуация для близких женщины уже была ужасной.
Критики сложившегося положения уверены, что оно превратилось из трагедии в «абсолютное шоу ужасов» после того, как больница Университета Эмори сообщила семье Адрианы, что, хотя та юридически мертва, ее тело запрещено отключать от систем жизнеобеспечения. По словам представителя медицинского учреждения, причина заключается в том, что клиника действует «в соответствии с законами Джорджии об абортах».
Больница потребовала, чтобы тело Смит было подключено к дыхательной и питательной системам, пока специалисты не определят, что плод мужского пола достаточно развит, чтобы родиться путем кесарева сечения. Это должно произойти в начале августа. Должностные лица здравоохранения считают, что отключение тела Адрианы от системы жизнеобеспечения до этого времени нарушит жесткие законы штата Джорджия против абортов, запрещающие прерывание беременности после обнаружения сердцебиения плода — что обычно случается на шестой неделе.
Спорный закон штата Джорджия «О справедливости и равенстве в отношении живых младенцев» (LIFE), названный «законом о сердцебиении», содержит исключение для спасения жизни матери. Но это не относится к Адриане Смит, поскольку ее жизнь уже невозможно спасти. Ее близкие говорят, что еще не решили, отключать ли системы жизнеобеспечения, но в этот кошмарный момент «глубоко расстроены» тем, что решение отнято у них безликими бюрократами.

«Это пытка для меня. Я вижу, как моя дочь дышит с помощью аппарата искусственной вентиляции легких, но ее там нет», — рассказала измученная горем мать Адрианы, Эйприл Ньюкирк, местному телеканалу 11Alive. Она дополнила, что у ребенка, которого семья назвала Чанс (шанс), гидроцефалия, то есть жидкость в мозге. Даже если он переживет беременность (что становится все менее очевидным), он может родиться с серьезными нарушениями.
«Он может ослепнуть, не сможет ходить, может не выжить после рождения... Сейчас путь заключается в том, чтобы малыш Чанс выжил. В каком бы состоянии бог ни позволил ему появиться на свет, мы все равно будем его любить», — заключила госпожа Ньюкирк. Врачи ожидают, что у ребенка будет больше проблем, указывая, что системы жизнеобеспечения не предназначены для длительного поддержания жизни пациентов со смертью мозга. Поскольку кровь больше не поступает в мозг матери, орган начинает разлагаться.
«Вероятность того, что в конце этого процесса родится здоровый новорожденный, очень и очень мала», — сказал директор отделения медицины матери и плода в Университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, Стивен Ралстон. Ужасная медицинская ситуация и очевидная беспомощность семьи Адрианы вызвали гнев сторонников «права выбора» и абортов, а критики отмечают, что этот случай демонстрирует философию «за жизнь», которая в итоге оказывается совсем не гуманной.
Закон о сердцебиении в Джорджии был принят с небольшим перевесом в 2019 году и вступил в силу через три года — после того, как Верховный суд отменил дело Роу против Уэйда, 1973 года, установившее конституционное право женщины на аборт. В трех других штатах США действуют аналогичные запреты на аборты, которые вступают в силу примерно на шестой неделе, а в 12 штатах аборты запрещены на всех стадиях беременности. Эксперты по праву говорят, что неопределенный способ написания законов против абортов заставляет врачей беспокоиться о том, что им грозят уголовные обвинения.

Некоторые противники сравнили Джорджию с Галаадом — вымышленной Америкой из леденящего душу романа-антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». В книге большая часть США управляется жестоким христианским фундаменталистским правительством, которое в целях преодоления серьезного кризиса бесплодия заставляет немногих фертильных женщин посвящать свою жизнь производству потомства для правящих мужчин.
Стремясь предотвратить кризис, грозящий потерей голосов в ключевом колеблющемся штате, некоторые консерваторы Джорджии начинают сейчас утверждать, что закон «О сердцебиении» неверно истолковывается. Так, генеральный прокурор штата Крис Карр, республиканец, на прошлой неделе опубликовал заявление, в котором говорится, что закон не требует от врачей поддерживать жизнь пациентов со смертью мозга, поскольку отключение системы жизнеобеспечения «не является действием с целью прерывания беременности». Однако пролайферы не согласны и заявляют, что больница пошла по правильному, гуманному пути.
Это не первый случай, когда американку держат на аппарате жизнеобеспечения из-за беременности. В 2014 году Марлиз Муньос из Техаса упала на пол кухни, когда была на 14 неделе беременности. В больнице установили, что у женщины наступила смерть мозга из-за тромбоэмболии легочной артерии. Медицинский персонал отказался выполнить высказанное Марлиз ранее желание не поддерживать ее жизнь с помощью аппаратуры, сославшись на закон штата, запрещающий больницам отменять или приостанавливать «жизнеобеспечивающее лечение беременной пациентки».
Муж Марлиз начал судебную тяжбу, требуя отключить ее от системы жизнеобеспечения, в ходе которой было установлено, что плод серьезно деформирован из-за нехватки кислорода и того факта, что развивался в теле с мертвым мозгом. Судья вынес решение в пользу мужа, и Марлиз отключили от системы поддержки органов до рождения ребенка. Однако сейчас нет никаких признаков того, что состояние неопределенности Адрианы Смит — ни жива, ни окончательно мертва — закончится в ближайшее время, как и переживания ее семьи.
