Как спасти пассажиров при авиакатастрофах, придумали инженеры

Инженеры по всему миру вновь и вновь пытаются найти ответ на один из самых тревожных вопросов современной авиации: можно ли спасти пассажиров в случае авиакатастрофы?
Алина Щеглова
Алина Щеглова
Новостной редактор
Как спасти пассажиров при авиакатастрофах, придумали инженеры
Freepik

В Австралии недавно предложили строить самолеты так, чтобы при аварии пассажирская капсула с людьми могла отсоединяться от остальной конструкции и спускаться на землю с помощью парашютов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идея проста: при любой нештатной ситуации герметичный отсек с пассажирами отделяется от фюзеляжа и, используя усовершенствованные парашюты, совершает посадку на землю или воду, пишет телеграм-канал «Пул №3». Инженеры считают, что это позволит спасти жизни людей даже в самых сложных ситуациях. Подобные технологии разрабатываются в ряде стран, однако пока они остаются концептами: проектировать новые типы самолетов под такие капсулы — крайне затратно.

Сама идея — не нова. Ещё в 1930-е годы в США тестировали кресла с индивидуальными парашютами, а русский изобретатель Глеб Котельников ещё в 1927 году предложил спускать всю кабину с пассажирами на парашюте. Но тогда такие проекты считались слишком рискованными и ненадёжными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные инженерные решения более масштабны: от капсул с амортизацией и парашютами до применения военных парашютно-реактивных систем. Российские разработчики, например, предлагают использовать технологии десантирования БМД — отдельные модули с пассажирами могли бы выбрасываться через заднюю аппарель самолета и мягко приземляться благодаря реактивным тормозам.

Однако у большинства идей есть существенные ограничения. Например, коммерческие лайнеры вроде Airbus и Boeing не имеют нужных конструктивных элементов для подобных систем, а модернизация существующего парка обойдётся слишком дорого. Кроме того, даже при наличии парашютов, спастись удаётся лишь при строго определенных условиях: достаточной высоте, горизонтальном полёте и стабильном положении самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на интерес, большинство крупных авиастроителей придерживаются более прагматичного подхода: лучше предотвратить катастрофу, чем потом спасать от неё. Усиленные материалы, автоматические системы управления, строгий контроль пилотов и техники — именно эти меры уже сегодня делают полеты безопаснее. По статистике, вероятность погибнуть в авиакатастрофе крайне мала и ниже, чем попасть под машину или падающий кирпич.

Отметим, не так давно в Индии потерпел крушение пассажирский самолёт. В катастрофе удалось выжить одному человеку. В конце прошлого года в авиакатастрофе в Южной Корее также спаслись несколько человек.