Без меня меня женили: банки массово подключают платные сервисы без согласия россиян

Банки стремятся заработать на невнимательности клиентов и ежемесячно списывают с их счетов ощутимые суммы. Разбираемся, как обнаружить скрытые платежи и можно ли с ними бороться.
Алла Мельниченко
Алла Мельниченко
Без меня меня женили: банки массово подключают платные сервисы без согласия россиян
Legion-Media

Скрытые подключения платных сервисов по банковским картам приняли массовый характер. В конце апреля россияне, имеющие счета в Газпромбанке, Альфа-банке, Ак Барс Банке и других, обнаружили списания за премиальные программы или платные уведомления, которые не подключали и на которые не давали прямого согласия. «Известия» разобрались, как скрытые комиссии помогают банкам зарабатывать на невнимательности клиентов и как избежать таких непредвиденных расходов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно множеству отзывов «Народного рейтинга» кредитных организаций, появившихся на портале «Банки.ру» в конце апреля 2025 года, банки не вносят в договоры прозрачные условия и пытаются заработать на невнимательности россиян. Так, в отзывах на Альфа-банк сообщается о списании комиссии за платные уведомления по картам от 99 до 159 рублей в месяц.

У пожилой пенсионерки из-за этих списаний накопился долг свыше 8 тысяч рублей, который удалось аннулировать лишь после жалобы родственников.

Владельцы карт Газпромбанка обнаружили подключенный без их согласия пакет услуг «Плюс» стоимостью 299 рублей в месяц. Даже после нескольких сеансов общения с поддержкой, обещавшей отключить сервис, списания за него продолжались. Еще одного клиента убедили оформить к зарплатной карте «бесплатную» кредитную карту, а позже списали за ее обслуживание 3490 рублей. С клиента Ак Барс Банка списали оплату пакета привилегий, хотя при оформлении сотрудник уверял в отсутствии платных услуг по продукту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство банков проигнорировали запросы журналистов. Пресс-служба Банка России заявила, что сокрытие информации о подключении платных услуг является недопустимой практикой, отметив, что в ЦБ не зафиксирован рост числа обращений с подобными жалобами.

Банковские продукты
Legion-Media

Старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин отметил, что большинство клиентов не замечает предустановленные в договорах «галочки» о согласии на подключение дополнительных платных услуг и не знает о своем праве исключить такие положения из документа. Экономист Андрей Бархота дополнил, что ежемесячные списания не настолько велики, чтобы клиенты заметили их сразу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Глава проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева отметила, что скрытые подключения платных услуг прямо нарушают закон «О потребительском кредите». За навязывание дополнительных финансовых услуг банки могут получить штрафы в размере до 300 тысяч рублей, тогда как возможная выгода банков от массовых недобросовестных действий намного выше этой суммы.

ЦБ РФ уточнил, что закон прямо запрещает банкам проставлять в договорах заранее отметки о согласии клиента на приобретение дополнительных платных услуг.

Банки обязаны предоставить возможность отказаться при оформлении продуктов от платных сервисов, прозрачно и понятно отображать в договорах информацию о всех дополнительных условиях, разъяснила Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экономист Алексей Кричевский рекомендует: «Защита может быть простой: нужно читать договор и не тушеваться, если какие-то его пункты человека не устраивают. Клиент имеет право потребовать их удаления из документа... После оформления продукта можно также позвонить в банк и под запись уведомить его об отказе от любых платных дополнительных услуг». Нужно также направить жалобы о случившемся в ЦБ, службу финомбудсмена РФ и Роспотребнадзор, дополнила Евгения Лазарева. К жалобе приложить копии документов, скрины переписки, аудио или видеозаписи.

С 1 сентября 2025 года вступят в силу положения Закона «О защите прав потребителей», прямо запрещающие навязывание любых товаров и услуг за отдельную плату. Банки будут обязаны до конца года прекратить заранее проставлять отметки о покупке дополнительных услуг — их подключение будет возможно только по явно выраженному прямому согласию.

✨Публикуем самые интересные и актуальные новости в нашем Telegram-канале — подписывайтесь!
Банковские продукты
Legion-Media