РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Защита свидетеля: как «подход наблюдателя» меняет ситуацию с насилием и помогает её решать

Есть ситуации, о которых не хочется думать и которые не хочется даже замечать. Уязвимость другого человека – одна из них. Крики или плач за стеной, в квартире соседей. Нападки на ребёнка или потасовка взрослых на улице или в метро. Видеть или слышать, как рядом посягают на базовое право любого человека — безопасность, — некомфортно и слишком тревожно. Но именно невольный свидетель потенциально опасной ситуации становится сегодня важной частью публичной коммуникации в профилактике насилия. Сторонники «подхода наблюдателя» уверены: действия случайного свидетеля способны не только изменить ситуацию в каждом конкретном случае, но и привести к важным изменениям в обществе.
Защита свидетеля: как «подход наблюдателя» меняет ситуацию с насилием и помогает её решать
Getty Images
Как вы реагируете, когда при вас обижают других? Что чувствуете в это время? Считаете ли, что нужно вмешаться? А если о помощи вас не просили? Очень сложные вопросы, которые связаны с проблемой свидетеля — его травмы и его защиты от травмы. Прочитайте этот важный текст и поделитесь им с близкими.
Содержание статьи

Баннер в лондонском метро начинается так:«Метро, на часах 18.37. Ты сидишь, размышляешь о своём. В вагоне не многолюдно. И вот этот парень. Присматривается к девушке. Да просто уставился на неё. Встает. Присаживается рядом. Ей однозначно некомфортно. Она отсаживается. Он пододвигается ближе. Она отворачивается. Он не понимает намёка. Или понимает, но ему всё равно. Нужно что-то делать. Правда же? Тебе нужно сделать... ЧТО-ТО».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Текст социальной рекламы моделирует ситуацию, в которой может оказаться любой человек. А кто-то уже оказывался. Стать невольным свидетелем небезопасного поведения в отношении женщин и девушек, хотя, конечно, не только их, можно везде – в метро, в магазине, на улице.  

А дальше у многих возникают неудобные, но закономерные вопросы: «что делать?» и «касается ли это меня?»

«Свидетель – важная и сложная роль, которая чаще всего порождает неприятные ощущения: тревожность, страх, растерянность», – говорит директор фонда «SILSILA» Анастасия Бабичева. Фонд работает на стыке сложных социальных проблем – миграции и домашнего насилия, помогает мигранткам, беженкам и представительницам восточных культур. В 7% случаях за помощью специалистов обращаются случайные свидетели. Их запросы звучат примерно одинаково: 

«что я могу сделать?» и «должен ли я что-то делать, если о помощи меня не просят?»

«Невольно став свидетелем небезопасной или насильственной ситуации, человек по вполне понятным причинам хочет "развидеть", зажмуриться, не слышать, пройти мимо. Это сложный опыт, с которым не хочется соприкасаться. Мы его не выбираем, мы просто живём свою жизнь, идём по своим делам. Но это может травмировать, и тогда на одного пострадавшего от насилия станет больше. Поэтому у свидетеля есть полное право и все основания обращаться за помощью лично для себя. Это точно стоит сделать, если, например, ситуация не выходит из головы, стало тревожно, изменился эмоциональный фон или сон. Это не только помощь себе, что само по себе важно, это ещё и профилактика насилия», — напоминает Анастасия Бабичева.  

Однако вместе с помощью себе свидетель способен изменить и ситуацию внутри проблемы.

Причём не только в рамках конкретного случая, но и в куда больших масштабах. Случайные свидетели насилия – это новый драйвер изменений. Именно «подход наблюдателя» становится сегодня главным трендом и движущей силой в публичной коммуникации во многих странах. Вокруг роли свидетеля и её потенциала выстраивается и профилактика, и возможности фандрайзинга (сбора финансовой помощи пострадавшим).   

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Организации и фонды, системно работающие с проблемой насилия, всё чаще обращаются к свидетелям, меняя привычные слоганы «не терпи» и «научись выбирать ненасилие» на «реагируй, чтобы изменить, потому что это касается каждого». Хотя новый лейтмотив совсем не отменяет прежних – и то, и другое всё также актуально.

«Реагировать? Но как?!»

Подход наблюдателя не означает, что нужно вмешаться в ситуацию напрямую, подставив под угрозу собственную безопасность. Напротив, он предлагает широкий спектр реакций в зависимости от готовности и возможностей самого случайного свидетеля. Например, в той самой рекламе в лондонском метро перечислены несколько возможных вариантов:

  • Если ты оцениваешь, что это безопасно, ты можешь сказать парню, что так не пойдет. 
  • Ты можешь сообщить в полицию или рассказать кому-то, кто работает на станции. 
  • Ты можешь отвлечь парня – спроси его, какая следующая остановка.
  • Ты можешь даже дождаться, пока он уйдет, и убедиться, что с девушкой всё окей.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный слоган рекламы, который дублирует основной принцип подхода наблюдателя, гласит:«Есть много способов безопасно остановить насилие в отношении женщин и девушек. Если ты считаешь, что насилия не должно быть, реагируй. ЭТОГО ДОСТАТОЧНО». (Перевод – фонд «SILSILA»)

«Если ты считаешь, что насилия не должно быть, реагируй. ЭТОГО ДОСТАТОЧНО»

«Подход наблюдателя» складывался параллельно в практике профильных специалистов по всему миру. На Западе эта методика, вероятно, связана с именем профессора Дороти Эдвартс. Работая директором по предотвращению насилия в университете Кентукки, она обнаружила, что люди не знают, как реагировать на ситуации потенциального сексуализированного насилия в отношение женщин и девушек. Внезапно становясь свидетелями небезопасного поведения, например, навязчивого знакомства или домогательства, они не понимают, как предотвратить преступление. В поисках ответа на этот вопрос в 2006 году профессор разработала программу вмешательства сторонних наблюдателей «Green Dot», которая позднее была внедрена в университетах и колледжах страны. 

Принцип её действия сводился к простой формуле: «реагируй, как можешь, если видишь неприемлемое».

Студентов и волонтёров учили правильно вмешиваться в ситуации, которые потенциально грозят безопасности девушки или женщины. Метод подразумевает три возможные реакции невольного свидетеля: вмешаться напрямую, попросить помощи со стороны или отвлечь внимание, разрядив обстановку. По сути именно эти варианты позже появились в той самой рекламе лондонского метро. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Информационный баннер в метро
Информационный баннер в метро
Фото из метро: из личного фотоархива Анастасии Гулявиной

Параллельно к похожим рекомендациям, но на основании собственного опыта приходили и российские организации. Например, эксперты проекта «Знание остановит гендерное насилие» разработали трёхшаговую инструкцию для невольных свидетелей: 

  1. Оценить ситуацию и прежде всего обеспечить собственную безопасность: не вмешиваться напрямую, если это небезопасно; 
  2. Обозначить, что вы видите, слышите и готовы реагировать: уронить ключи, окликнуть, если находитесь недалеко, или посигналить, если проезжаете мимо. Именно в этой точке – «насилие замечено» – часто происходит принципиальное изменение, поскольку ситуация перестаёт быть герметичной и «невидимой»;
  3. Реагировать «здесь и сейчас» теми ресурсами, которые есть, например, вызвать охрану в торговом центре, вовлечь сотрудников метро, кафе, спортзала или достать телефон и предупредить, что начинаете трансляцию в соцсети.   
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неоднозначно, но очень заметно 

Привлекать внимание к проблеме домашнего насилия, подключая свидетелей, можно по-разному. И порой даже неоднозначные, на первый взгляд, решения можно перевести в созидательное русло, отмечает Анастасия Бабичева. «Например, фонд "SILSILA" не использует в публичной коммуникации любые визуальные образы и сцены, которые могут травмировать – синяки, ссадины, замахивающиеся руки, забившиеся в угол женщины. Мы хорошо понимаем, что наши социальные сети и внешние материалы читают женщины, которые переживали или прямо сейчас переживают насилие. Им может быть не просто тяжело видеть подобные изображения и дополнительно испытывать болезненные ассоциации. Это может стать источников ретравматизации или состояния флешбэка. А мы хотим беречь психологическое благополучие людей.

Да и человек, у которого, к счастью, нет и не было опыта насилия, но который не был готов видеть и читать «жесть», может испытать сильный дискомфорт.

Да и человек, у которого, к счастью, нет и не было опыта насилия, но который не был готов видеть и читать «жесть», может испытать сильный дискомфорт. И последствия от такого визуального сопровождения для него могут быть разными: от нежелания вообще соприкасаться с этой темой до более серьезных психологических проблем.Однако изображения физических увечий широко используются в профилактической работе как в России, так и в международном пространстве. Впрочем, и это можно делать по-разному».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, несколько лет назад английская организация Woman's Aid запустила проект «Blind Eye». В популярных общественных местах появились интерактивные биллборды, с которых на прохожих смотрит женщина со следами побоев на лице. Изображение сопровождал слоган «Посмотри на меня». Когда прохожие останавливали взгляд на биллборде, специальное устройство «считывало» эти взгляды, и лицо начинало заживать. Чем больше людей смотрело на изображение, тем быстрее исцелялась женщина. Идея проекта проста, но в то же время удивительно наглядна: если никто не обращает внимание на домашнее насилие, то ничего и не изменится. А если мы не закрываем глаза на эту проблему, то она начинает решаться.

Оригинальные технологии и общественный резонанс принесли ей престижные награды Канн и других профессиональных конкурсов. Но главное, благодаря освещению в СМИ в 20 странах она привлекла внимание к проблеме домашнего насилия более 320 млн. человек. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Акция Look at me
Фото со страницы акции Look at me

Самые незащищённые свидетели

Если роль свидетеля насилия тяжело переживается взрослыми, то для детей она сложна вдвойне. Особенно если речь идёт о домашнем насилии. По данным исследований, такой опыт, тем более в совокупности с другими неблагоприятными факторами детства, влияет на всю последующую жизнь человека, вплоть до сокращения её продолжительности. До недавнего времени этот аспект проблемы не становился предметом общественной дискуссии и выпадал из поле зрения даже помогающего сообщества. Но совсем недавно в России появился проект «Как дела, малыш?», одним из партнеров которого выступил и фонд «SILSILA». В его рамках прямо сейчас снимается уникальный фильм-ролик в поддержку детей-свидетелей насилия в семье. И уже работает сайт www.kak-dela-malysh.ru, где собрана необходимая информации и о самой проблеме детей-свидетелей насилия, и о том, как им помочь. Этот проект призван поддержать и бережно помочь тем, кто видит, слышит и замечает. 

Став свидетелем насилия, можно растеряться, можно пройти мимо, а можно попробовать помочь. Не обязательно вмешиваться напрямую. Достаточно заметить и отреагировать. Доступным и безопасным для себя способом.  

Загрузка статьи...