В доме, в машине, в космосе: какой вклад женщины внесли в промышленный дизайн и почему это важно

Кто придумал самые важные вещи в нашей жизни? Не торопимся с ответом, тем более, что самое важное у каждого свое. Поговорим о том, как промышленные дизайнеры-женщины преобразили наш мир и сделали его удобнее. Об их изобретениях — и о том, в каких обстоятельствах они появились, — рассказывает Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Редакция сайта
Редакция сайта
В доме, в машине, в космосе: какой вклад женщины внесли в промышленный дизайн и почему это важно
Редакционный коллаж. Фото: PA Images/Getty Images
Мир инженерии и промышленного дизайна долгое время являлся мужской прерогативой и на слуху были десятки знаковых имен промышленных дизайнеров-мужчин. Они создавали среду и предметы, исходя из своего опыта, телосложения и понимания удобства. Однако времена менялись, и в профессию начали постепенно приходить и женщины, внося свой вклад в развитие индустрии и комфорта среды.
Содержание
МарияСтепанова
Мария Степанова, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ

Работа промышленного дизайнера тесно связана с погружением в мир его аудитории. Невозможно качественно разработать ни одну вещь, не понимая особенностей ее использования конкретными людьми. Сейчас кажется удивительным, что женщины редко были частью команды дизайнеров, при том, что зачастую именно они формируют спрос. Как же изменился мир с появлением девушек в профессии?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые стеклоочистители и подголовники под... длину волос

Удобные вещи настолько легко встраиваются в нашу жизнь, что мы перестаем их замечать. Трудно представить, но первые автоматические стеклоочистители были приняты промышленностью только через 15 лет после изобретения Мэри Андерсон. Идея пришла к ней в поездке на городском трамвае. Она обратила внимание, что водитель вынужден ехать с открытым окном, чтобы постоянно очищать лобовое стекло от снега. Изначально патент не считали потенциально успешным, и только в 1922 Cadillac внедрила ее изобретение на все свои автомобили.

Мэри Андерсон
Изобретательница Мэри Андерсон Фото: Изображение сгенерировано ИИ на основе открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Громкий кейс в индустрии автодизайна возник в послевоенный период середины XX века, когда General Motors наняла в команду сразу шесть женщин. Новый состав дизайн-отдела прозвали «девицы дизайна». Девушки в разработке ориентировались на качество, удобство и создание привлекательного дизайна для каждого. Команде удалось внедрить многие изменения в уже привычный нам дизайн автомобилей: адаптировать руль под использование так, чтобы не мешали ногти, сделать спинку кресла удобнее для поясницы и использовать «бардачок» как обязательную часть интерьера. Сюзанна Вандербильт впоследствии стала главным дизайнером Chevrolet.

Сюзанна Вандербильт
Сюзанна Вандербильт на фоне автомобиля, для которого разработала дизайн салона. Фото: GM
Новый состав дизайн-отдела прозвали «девицы дизайна».

В начале 2000-х Volvo собрал исключительно женскую команду дизайнеров и инженеров, чтобы спроектировать автомобиль для женской аудитории. Концепт Volvo YCC не пошел в серию, но многие созданные инновации использовались в следующим моделях. В разработке команда учитывала различные сценарии жизни женщины: у нее могут быть заняты руки, чтобы открыть машину — так появилась функция открытия ближайшей двери через брелок. Она может носить разную длину волос и прически — девушки при проектировании предусмотрели углубления на подголовнике. Весь салон создан с учетом антропометрии и опыта использования: комфортный, но при этом все достаточно близко для удобства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Volvo YCC
Лена Экелунд, заместитель технического директора YCC (слева), и Анна Розен, дизайнер экстерьера YCC, с Volvo YCC (Your Concept Car) — первым автомобилем, полностью разработанным командой женщин Фото: PA Images/Getty Images

Новая модель кухни и посудомойка

К разработке автоматической посудомоечной машины Жозефину Кокрейн подтолкнул личный опыт. Во время ручного мытья посуды слуги повредили часть ее семейного сервиза и, расстроившись, она заявила:

«Если никто не собирается изобретать посудомоечную машину, я займусь этим сама!»
Жозефина Кокрейн
Изобретательница посудомоечной машины Жозефина Кокрейн (слева) и устройство, которое использовали в начале XX века (справа) Фото: Public Domain/ullstein bild Dtl/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маргарет как первый архитектор в Австрии, уделяла внимание комплексному подходу к проектированию. В типовых современных кухнях по-прежнему используются ее открытия в области эргономики и эффективного использования пространства. При разработке учитывались расстояния, порядок действий, механика движения, особенности быта и компактное размещение мебели и приборов. Франкфуртская кухня объединила всю домашнюю работу, включая гладильную доску, внутри 6 квадратных метров. Эта разработка стала первым кухонным гарнитуром и новым типом мебели.

Маргарет Шютте‑Лихоцки, франкфуртская кухня
Маргарет Шютте‑Лихоцки и франкфуртская кухня Фото: Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Секретное имя: кто придумал быт космонавтов

Образ первой женщины-космонавта Валентины Терешковой известен во всем мире. Но что можно сказать о женском влиянии на дизайн в космосе? Имя Галины Балашовой долго было засекречено, но именно она во многом сформировала быт космонавтов, обеспечила им уют вдали от дома, а также стала автором легендарной эмблемы программы Союз-Аполлон, проектируя интерьеры жилых отсеков космических кораблей и станций на протяжении 30 лет!

Галина Балашова
Галина Балашова, интерьер орбитального отсека корабля «Союз и эмблема программы Союз-Аполлон Фото: World Design Organization, Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В интерьере не должно быть острых углов, о которые в условиях невесомости могут удариться космонавты. Цвета жилого отсека должны помогать при ориентировании и показывать, где верх (он выполнен в желтом или белом цвете), а где низ (зеленый цвет). Мы с материаловедами нашли очень хороший отделочный материал, так называемую ворсовую молнию. Этот негорючий и нетоксичный материал предохранял от ушибов».

Ворсовая молния, о которой говорит Галина Андреевна, это текстильная застежка-липучка. Такой вид крепления действительно надежно фиксировал космонавтов в условиях невесомости. Это инновационное решение позже стало стандартом в космосе. В своей работе Балашова сочетала навыки архитектора, дизайнера и инженера, учитывая многочисленные технические ограничения и физические условия. Междисциплинарный подход привел к еще одной значимой инновации в индустрии, где каждый грамм на счету: заменив крепление обшивки на тесьму вместо клея, дизайнеру удалось сократить вес конструкции на 9 кг!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Превратиться в старушку и основать инклюзивный дизайн

Патриция Мур
Патриция Мур (слева) и она же в образе 85-летней женщины Фото: World Design Organization

Эмпатия или способность чувствовать потребности других людей, буквально встать на их место — один из важнейших навыков для дизайнера. Но как можно его развить? Новые практики ввела 23-летняя студентка Патриция Мур. Чтобы понять, как чувствует себя пожилой человек в городе, она буквально стала им на время эксперимента. Грим, одежда, трость — и молодая девушка превращалась в 85-летнюю женщину. Кроме внешнего вида ее маскировка включала в себя закладывание воска в уши, имитируя потерю слуха, и связывание пальцев для ограничения подвижности. Сейчас она известна как один из основателей инклюзивного дизайна. Развитие навыков эмпатии у дизайнеров за эти годы вышло на новый уровень и в 2013 году был разработан костюм симуляции Gert. В набор входят накладки, затрудняющие движение, очки, имитирующие особенности зрения и наушники. Этот костюм помогает учитывать в дизайне сложности, с которыми сталкиваются люди с различными особенностями здоровья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gert
Костюм симуляции Gert Фото: Produkt + Projekt

Женщины в дизайне сейчас

В мире с каждым годом растет число женщин в дизайне. Высшее образование в этой сфере все чаще получают девушки, в группах их число может достигать 50-70%. Среди директоров ведущих студий промышленного дизайна в РФ все чаще можно встретить женщин, среди них: 2050.лаб, Art-Up, Бюро Масштаб и другие. Опыт развития индустрии показал: лучших креативных специалистов отличает междисциплинарный и комплексный подход, эмпатичность и смелость, а сильные команды и проекты можно создать только при условии разностороннего анализа и учета индивидуальных особенностей каждого человека.