Почему морковь в Средние века называли «пищей дьявола»?

Во все века и у всех народов существовали свои пищевые табу, в частности, связанные с религиозными запретами. А чем перед нашими предками провинилась морковь? Разбираемся в средневековом рационе.
Почему морковь в Средние века называли «пищей дьявола»?
Pixabay
На какие продукты распространялся запрет церкви и как к этому относились люди?
Содержание статьи

Почему «пища дьявола»?

Согласно New York Times, средневековая церковь внимательно следила за рационом богобоязненных христиан — и по возможности корректировала их отношения с едой. Некоторые продукты по разными причинам попадали под запрет. Например, морковь в Средние века считали дьявольской пищей из-за того, что она росла в почве. Якобы Бог проклял овощ, и тот стал расти под землей, а на стол попадал в презренном грязном виде (уже изрядно подпорченный влиянием тёмных сил). В целом, церковные служители так относились ко всем корнеплодам. Они ассоциировались с адом и Сатаной, и верующим надлежало их избегать. Важно отметить, что такое убеждение существовало лишь в течение определенного периода времени и со временем кануло в лету.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие ещё продукты попали под запрет?

«Пищей дьявола» в средневековой Европе также называли миндальное молоко — продукт, получаемый из орехов, растущих под землей. Миндальное молоко в некоторых частях света было даже популярнее коровьего ввиду его дешевизны и доступности.

Тяжело на Западе принимали и картофель — первые упоминания появления этой культуры датируются 1567 годом. Такие же опасения неизвестный овощ вызывал и в Восточной Европе. Согласно научной работе «Пищевые запреты у восточных славян и их обоснование» этнографа-русиста из Университета Сорбонны Галины Казаковой, картофель даже называли «собачьими яйцами», делая акцент на их неблагородном происхождении. Существовало поверье, что из клубней можно было высидеть мышей. После такого желание употребить заморский овощ в пищу тут же пропадало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
овощи морковь картофель
Фото: Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё один опальный продукт — гриб трюфель. Несмотря на то, что в Древнем мире трюфель, на латыни называемый terrae tuber («вырост земли»), очень ценился за необычайный аромат и мощные афродизиакальные свойства, католическая Европа эпохи раннего Средневековья к нему относилась с неприязнью. По одной из версий из-за того, что язычники посвятили трюфель богине Венере, по другой — из-за применения земляного гриба в ведьмовских ритуалах, пишет сайт Urbani Truffles. Всякие упоминания трюфеля в источниках зрелого и позднего Средневековья отсутствуют. И лишь в эпоху Возрождения гриб вернулся на богато уставленные столы благородных Борджиа и Медичи. Первый научный труд, полностью посвященный трюфелям, «Opusculus de tuberis», был написан в 1564 году умбрийским врачом Альфонсо Чиккарелли. В том же столетии Андреа Чезальпино впервые включил трюфели в список грибов. В Европе в этот период трюфель называли «чесноком богатства» за его аромат, слегка похожий на запах пряного растения. Позже охота за трюфелями стала дворцовым развлечением, принять участие в котором приглашали почетных гостей и иностранных послов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влияли ли церковные запреты на питание людей?

По всей видимости, существенного влияния на рацион простых мирян такие запреты не оказывали. Гораздо серьезнее воспринимались требования о посте. А теперь представим, что мясоедение для христиан могло быть запрещено в течение полной трети календарного года. Разумеется, основу рациона в этот период составляла растительная пища, в большинстве своем — овощи. Отказываться от питания дешевыми корнеплодами бедняки, и так живущие впроголодь, не могли. Вот и закрывали глаза на рассказы о «нечистоте» овощей ради того, чтобы почувствовать хоть какую-то сытость.