Режиссер Карина Коэстани – о спектакле «Отличное тело», РПП и новой экранизации классики

Для режиссера Карины Коэстани кино и театр – не конкуренты, а части единого целого. В своем новом спектакле «Отличное тело», премьера которого состоялась 5 и 18 декабря в Москве, она сочетает «живой, необратимый процесс» сцены с кинематографическим чувством ритма и паузы. В интервью Карина рассказала, планирует ли штурмовать Голливуд, как личная история победы над РПП превратилась в манифест и почему проблема принятия собственного тела сегодня чудовищно актуальна.
Редакция сайта
Редакция сайта
Режиссер Карина Коэстани – о спектакле «Отличное тело», РПП и новой экранизации классики
Архивы пресс-службы

Карина, вы много работали в кино, а сейчас ставите театральную постановку: что вам из этого ближе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не противопоставляю кино и театр: для меня они – части одного организма. Кино дает возможность работать с точной оптикой, монтажом, крупными планами, деталями. А театр — это живой, необратимый процесс здесь и сейчас. Тут ты вместе с залом проживаешь момент, который нельзя «переснять».

Сегодня мне, наверное, ближе театр, потому что «Отличное тело» — очень личная работа. Она требует присутствия, прямого контакта со зрителем. Но я все равно беру с собой в зал кинематографическое мышление, которое проявляется в ритме, композиции сцен, работе с тишиной и паузами.

Почему вам захотелось поставить на сцене монологи совершенно разных женщин? Они кажутся вам важными для современности или это скорее личный интерес?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это тот редкий случай, когда личное и современность совпали.

Вошедшие в спектакль монологи – голоса очень разных женщин, но боль у них одна: тело как поле контроля, оценки, стыда. Формирующие нереалистичные идеалы соцсети, культ картинок, давление красоты – всё это чудовищно актуально сегодня.

Но для меня это ещё и очень личное высказывание. Я сама прошла через РПП, ненависть к своему телу и долгий путь к принятию себя. Когда я впервые увидела материал в другом театре, меня буквально «подбросило»: я поняла, что хочу говорить об этом по-своему, своим языком, через свою призму опыта.

Я победила РПП с помощью психотерапии и бережного отношения к себе. Сейчас я знаю, как важно не судить людей по весу, возрасту, шрамам, форме тела. И я очень хочу донести простую вещь: главное в человеке не цифры на весах, а красота его души, живость, способность чувствовать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С каким героем и актером вам было интересней всего работать во время постановки «Отличное тело»? Почему именно он вызывал интерес?

Я, пожалуй, оставлю этот вопрос без конкретных имен – как свою маленькую режиссерскую тайну.

В «Отличном теле» нет героя или актера, с которым было «интереснее всего» работать. Каждый монолог, каждая актриса требуют от меня разного типа внимания, заботы и вовлеченности. В одном образе важнее хрупкость, в другом — сила, в третьем — ирония, в четвертом — травма, которая звучит между строк.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интерес постоянно смещается от одной роли к другой — в зависимости от репетиции, сцены, состояния актрисы, момента. В этом спектакле все истории равноценны, несмотря на наличие главной героини — Ив (Владислава Зайцева). И я сознательно стараюсь усиливать это ощущение — в том числе, не выделяя никого поименно.

Есть ли у вас планы на будущие проекты? Может уже нашли новое произведение для экранизации?

Огоньки есть, и их много. Сейчас я одновременно тружусь над несколькими проектами.

Во-первых, это спектакль «Дневник Алисы» по книге «Синяя трава. Дневник пятнадцатилетней наркоманки» (Go Ask Alice). В главной роли — Анастасия Польза. В «Отличном теле» она играет двух персонажей: Хелен Герли Браун и Изабеллу Росселлини. Здесь же Анастасия предстанет в совершенно ином амплуа. Это будет настоящий манифест против наркотиков и разрушительных зависимостей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, я работаю над глубокой короткометражной картиной «Книга Судьбы»: о путешествиях во времени и границах нашей реальности и фантазий. Это уже другой язык, другой масштаб, но внутри — всё тот же интерес к человеку, его боли, выбору и свободе.

Проекты появляются у меня не «по плану», а как внутренние отклики — когда тема буквально не отпускает, пока не найдет форму, которую возможно выразить вовне. Поэтому я не гоняюсь за количеством, мне важно другое: каждый следующий шаг в театре или кино должен честно продолжать те вопросы, которые я задаю себе и миру.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас у «Отличного тела» не так много показов, планируете ли вы делать еще дни? Или считаете, что выходить с постановкой к большому зрителю необязательно?

«Иногда важнее не сколько раз ты выходишь к зрителю, а зачем ты это делаешь». Мне близка эта мысль: я верю не столько в количество показов, сколько в их глубину и качество встречи публикой. Но «Отличное тело» точно не история «на один раз».

Мы уже знаем, что спектакль будет идти как минимум два сезона и этим летом отправится на гастроли — его смогут увидеть в нескольких крупных российских городах.

В Москве «Отличное тело» будет играться на сцене ЗИЛа в зале «Конструктор» примерно два раза в месяц весь этот сезон, до июня включительно. Думаю, каждый, кто захочет, успеет встретиться с этим спектаклем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли у вас планы на будущее? Может хотите экранизировать какое-то новое произведение? Или снять голливудский фильм?

У меня, конечно, есть большие мечты — и про кино, и про работу с международными командами. Не обязательно «голливудский» фильм в буквальном смысле, но точно — честное, сильное кино, которое говорит на понятном миру человеческом языке.

Ближайшие мои планы связаны с развитием «Театрального проекта 9»: я вижу его как пространство для смелых, уязвимых историй, где можно говорить без морализаторства о стыде, с которым сложно бороться, о травмах и принятии.

Когда-то с моей творческой музой Анастасией Пользой мы уже сняли сильную короткометражную работу «Леди М» по мотивам «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова. Для нас обеих это история, к которой хочется вернуться глубже и масштабнее, поэтому мы всерьез рассматриваем варианты полноценной экранизации, и я уверена, что однажды вы увидите эту работу на больших экранах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас для меня важно говорить со зрителем не только о современных проблемах, но и возвращаться к вечным темам, спрятанным в богатом культурном фонде русской классики. В этих сюжетах есть такая глубина страстей, боли, выбора и свободы, которая по-прежнему звучит пугающе актуально — и я хочу продолжать переводить этот язык на современный через визуальные кинематографический и театральный коды.