Как выдавать карманные деньги школьникам: личный опыт финансового эксперта

В один прекрасный день наступает момент, когда ребенку требуются деньги на карманные расходы. Можно ли пускать этот процесс на самотек или все-таки лучше придерживаться правил? Какими принципами финграмотности стоит руководствоваться школьнику и его родителям, рассказывает финансовый эксперт Алексей Лашко.
Как выдавать карманные деньги школьникам: личный опыт финансового эксперта
GettyImages
Содержание статьи
АлексейЛашко
финансовый эксперт, руководитель ГК «Содействие»

Сразу хочу отметить, что на вопросы типа «Когда начинать детям знакомиться с деньгами?» нет однозначного ответа, все индивидуально. Ответы зависят от детей, от того, есть ли у них интерес к деньгам, когда он начинает появляться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учим копить и откладывать деньги на личные цели

Например, у моих дочерей разница 3,5 года, а интерес у них стал появляться примерно в одно время. Началось, понятное дело, со старшей дочери, а так как младшая всегда повторяет за старшей, и ей всегда нужно то же самое, то через полгода этот эксперимент распространился и на нее. Старшей было лет 9,5–10, когда мы начали вводить безусловный доход — примерно 500 рублей в неделю. Этого хватает, чтобы закрыть потребности ребёнка на конфетки, шоколадки, бумажки, карандашики и т. д.

Уже в этом возрасте можно учить ребенка копить. Так, у нас появились журналы, к которым прилагалась мягкая игрушка. Они стоили дороговато, соответственно, нужно было подождать до следующей недели, чтобы собрать необходимую сумму. Как минимум ребёнок учится считать: считать сдачу, считать, сколько стоят необходимые вещи, прицениваться. Он начинает оценивать траты в конкретных суммах, в рублях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы с женой долго спорили, нужно ли дать детям прожить историю, когда все деньги тратятся без остатка на жвачки и шоколадки, а все купленное тут же потребляется. Старшей дочери хватило двух месяцев, а потом она начала копить. Ей стало интересно. Причём, она не складывала деньги аккуратно в одном месте, но они у неё были везде. Куда-то засунуты, скомканы, спрятаны, однако она всегда знала, где они находятся. Как-то мы решили проверить, сколько денег у старшей дочери, и оказалось, что уже тысяч 30-35. Но тогда мы уже подняли месячную дотацию до 1000 рублей в неделю. Часть денег была отложена и с подаренных на день рождения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Составляем месячный бюджет

На первых порах очевидно, что родители сами оплачивают все кружки, секции, репетиторов, все расходы ребёнка. Но есть определённые суммы, которые выделяются только на «хотелки». У нас в семье из детей никто и не спрашивал, можно ли получить больше денег, как-то заработать. Внутренней предпринимательской среды не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зато, чем старше ребёнок становился, тем больше суммы из бюджета им можно было доверить. Так старшая сама начала платить за своих репетиторов и за проезд. То есть постепенно все расходы мы полностью возложили на ребёнка. Получается, что годам к 14-15 она уже четко понимала, во сколько обходится родителям. Сколько стоит школа, если есть платежи в школе, репетиторы, спорт и так далее. То есть она сама распоряжалась всем своим бюджетом.

Однажды случился казус. Дочь приходит домой и говорит: «Что-то я устала сегодня. Спорт был, а потом я шла домой 50 минут ногами под дождём». Я спрашиваю: «А как же автобус, такси?». Оказалось, что у неё бюджет закончился, все деньги месяца. Это было 30 числа, а я как раз проводил текущие платежи первого. Вот, пожалуйста, ребенок столкнулся с ситуацией, когда бюджет израсходован, денег нет, но как-то надо с этим справляться.

Дальше начинаются вопросы типа «отложенные платежи» или «сезонная одежда». То в бюджете эти суммы были заложены, но по факту все деньги потрачены на всякие разные штучки. Деньги были, бюджет был, но то, что к зубному нужно будет идти в сентябре, никто не вспомнил. То же самое с зимней одеждой — пришло время ее покупать, а денег уже нет. Хотя когда мы составляли бюджет с дочерью, то вымеряли сумму, необходимую ей на жизнь, и в нем все было учтено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Была и другая ситуация, когда у ребёнка образовался профицит. Она говорит: «Что-то мы с тобой плохо посчитали». Я говорю, что ты просто резерв создала на те ресурсы, которые ещё у тебя не были оплачены. Например, есть такая статья расходов, она называется «на кофеёчек». Потому что университетская среда предполагает совместные выходы, мероприятия. И если бюджет этот не заложить, то ребёнок будет как бы отвергнутым или выйдет из этих мероприятий. Она просто не сможет ходить на тусовки, если будет не в состоянии за себя заплатить. То есть вот старшим школьникам и студентам «на кофеёчек» — это прямо обязательная статья расходов. Её нужно переназвать на «социализацию ребёнка в условиях городской среды».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разное потребительское поведение

И, конечно, важно учитывать, что потребительское поведение у детей разное. И оно с возрастом меняется. Я помню, как поехал с дочерьми в Лондон. Там мы зашли в огромный семиэтажный магазин игрушек. Выдал каждой по 50 фунтов. Одна сначала все семь этажей прошла, посмотрела, пригляделась, что ей нужно, приценилась. И потом на второй заход пошла и в корзину себе положила именно то, что нужно.

А младшая просто набирала все, что ей нравится в корзину. Я ходил за ней с двумя огромными полными корзинами. Затем мы встали на седьмом этаже, и он разобрала игрушки на те, что ей точно нужны и те, которые можно оставить. У неё получилось не 50, а 57 фунтов. Она обратилась к старшей: «У тебя на сколько?» — «На 45». И они решили одной из игрушек играть вдвоём и у меня ещё 2 фунта попросить недостающих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для меня это было тогда прямо открытием и спасением от детского «купи, дай». Всего одно волшебное слово — «бюджет». Девочки, у вас есть деньги, пожалуйста. Если вам нужно больше, скажите, давайте подумаем на что и зачем, составим план ваших доходов и расходов, создадим резервы обязательно, для того чтобы вы откладывали, сберегали, и у вас в голове была сразу сберегательная, профицитная модель. Безусловный доход 30 или 1 числа каждого месяца расставляет все по местам: никто даже вопросов не задаёт. А моя ответственность — только эти деньги перевести.

Налом или безналом?

Родители часто думают, как выдавать деньги: карточкой или наличными? Младшим школьникам точно только наличные. Они просто вообще не понимают, что такое безнал. Мозг еще не готов к этому. Пускай научатся считать, пускай деньги в руках пощупают, пускай приспособятся хранить их.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моя младшая дочь работала в компании, начиная с девяти лет. Зарплату она потеряла, просто доставая телефон: две тысячи рублей, которые ей выдали в качестве зарплаты, она выронила в лужу и не нашла их. Я их как отец не восстановил, дал возможность прожить это горе потери первой зарплаты, первых денег. Я подумал, что, если она сейчас проживет потерю двух тысяч, в следующий раз она двести не потеряет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дальше, лет с четырнадцати, у кого с двенадцати, можно открывать карты, делать совместные счета. Например, у меня ребенок с тринадцати лет оплачивал все коммунальные счета. Да, такая у нее повинность в доме. Есть определенные задачи, которые может делать ребенок. Например, снять показания, сдать в управляющую компанию, открыть ящик почтовый, оттуда квитанции достать. Заплатить с совместного счета деньгами родителей. Но вести аккуратно расходы. Смотреть расход газа, расход электроэнергии. Делать простой банальный анализ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принципы финансового воспитания

Принципы для взрослых и принципы для школьников одинаковые, просто объемы разные.

  • Первое — нужно учить школьников формировать профицитный бюджет. То есть не все тратить, а что-то откладывать. Потому что жизнь такая: мы не знаем, что будет завтра и нам для того, чтобы пережить вероятный тяжелый период, нужно иметь в запасе какие-то деньги. Завтра папа, может быть, не будет работать, и не будет карманных денег. И соответственно, нужно будет каким-то образом свои потребности удовлетворять. Финансовая подушка безопасности всегда нужна.
  • Второе — нужно дать человеку тратить, почувствовать вкус денег, иначе не будет понятно, зачем они нужны.
  • Третье — поощрять предпринимательство. Если человек говорит: «Мне вот эти кроссовки больше не нужны. Я их продам на таком-то сайте». Конечно, пускай продаст кроссовки. А дальше можно посмотреть: вдруг там есть бизнес, вдруг там коллекционные кроссовки, от которых народ балдеет, заказывает их отовсюду. В общем, тоже есть какой-то небольшой зазор для предпринимательства. И, конечно же, ребенку нужно дать попробовать эту возможность реализовать. Продать, достать, привезти. Он изучает, как работает логистика, на чем он экономит. То есть нужно ему говорить: «А теперь представь, что будет, если сделать это не с одной парой, а с десятью. А теперь проверь, как работает схема не на десяти, а на ста. Возможно, твой канал работает только на узких процессах, а на широких уже нет. И тут нужен другой подход».

Об этом нужно говорить. Это важная часть общения родителей и детей. Самое важное — не просто выдать деньги и отойти в сторону, а оставаться в постоянной коммуникации с ребёнком. Например, когда он проживает какой-то свой опыт, вы можете рассказать, как вы этот опыт проживали в детстве или как сейчас проживаете. Потому что мы делаем примерно одно и то же, просто на разных уровнях.

Учите своих детей финансовой грамоте с детства, давайте и помогайте проживать им их первый опыт!