Игра-копилка: 8 полезных финансовых привычек для детей
Многие родители прекрасно понимают необходимость воспитания экономических навыков: 20% считают, что такое обучение нужно ввести в средней школе, 18% — в старших классах, 11% — в вузе1. Но участие семьи в развитии финансовой грамотности трудно переоценить. Как же помочь ребёнку научиться обращаться с деньгами?
О важности личного примера
Ребенок берет пример со старших. Если у родителей нет навыка грамотно распоряжаться бюджетом, формировать накопления, то именно такая модель поведения прививается и детям.
Для взрослых существует огромное количество полезного материала на эту тему. Повышая свой уровень экономических знаний, они смогут передать бесценный опыт маленьким членам семьи.
С чего начать?
Многие дошкольники и младшие школьники абсолютно не понимают финансовой ответственности: за еду, развлечения, воду из крана и электричество нужно платить. Так с чего же начать прививать уважение к деньгам?
После трёх лет
Можно поиграть с ребенком в магазин с настоящими купюрами и монетами, параллельно рассказывая про историю возникновения денег и значения чисел на них — 10, 50,100, 5000 рублей.
Вы можете показать мультфильмы, персонажи которых рассказывают на детском языке о том, как появились деньги. Также на помощь придет увлекательная сказка: «Давным-давно, когда еще не было ни мамы с папой, ни бабушки с дедушкой, жили-были люди. Они обменивались товарами. Вот, например, у тебя есть этот зайка, а у меня – конфеты. И мы можем поменяться. Потом для удобства люди придумали деньги, чтобы можно было их обменивать на любые вещи, одежду, еду».
После вместе достаньте из кошелька монеты и купюры: «Смотри, какие у нас сейчас деньги. Давай поиграем в магазин. Я буду продавать маленького мишку, коробку конфет и зайку. Напишу ценники, как в настоящем магазине, а ты будешь покупать. Маленький мишка стоит 5 рублей, конфеты – 100 рублей, а большой заяц – 1000». А после игры отправьтесь в магазин, покажите ребенку ценники, озвучьте числа на них: «Посмотри, мы с тобой купили молоко за 60 рублей и яблоки за 200 рублей».
Таким образом, постепенно следует объяснять, откуда берутся одежда, еда, коммунальные удобства. Как мама и папа ходят на работу, выполняют свои обязанности и за это получают вознаграждение в виде денег. Что можно позволить себе купить на 10 рублей, а что — уже на 500.
На четвёртый день рождения
Отличный вариант — подарить ребенку копилку: пусть он сам выберет забавную хрюшку или бегемотика с отверстием и складывает туда деньги. Считайте вместе с ним деньги, показывая номинал и рассказывая, что можно купить из желаемых игрушек на эту сумму. Не стоит после этого заставлять малыша мыть руки, говоря, что деньги грязные — это прививает негативные установки, связанные с ними.
Например, папа говорил, что большие деньги можно заработать только нечестным трудом. И вот уже выросший с такой установкой человек не позволяет себе зарабатывать, отказывается от предложений, снова обдумывает всевозможные риски и последствия, не видит возможностей, опасается больших проектов или упирается в финансовый потолок – блокируется рост. Поэтому да, руки помыть важно, также как и следить за безопасностью ребенка, чтобы монеты не попали в дыхательные пути, но без фраз типа «деньги грязные», а «скоро у нас будет обед, пойдем мыть ручки перед едой».
На 7-8 день рождения
Хороший выход — открыть детскую банковскую карту, предварительно рассказав, как на нее поступают средства, как их снимать, как совершать покупки. Важно обсудить правила использования карты: нельзя отдавать ее другому, бросать, показывать ПИН-код, сообщать данные посторонним лицам.
Прививаем правильные финансовые привычки
Покупая акцию крупного предприятия, а не очередную компьютерную игру, подросток уже к совершеннолетию может накопить небольшой капитал или даже заработать первый миллион, чтобы оплатить свое обучение в престижном вузе. Эта мечта вполне осуществима, если родители вовремя заложат основы полезных финансовых привычек у ребенка.
Начинаем с 3-4 лет. Важно формировать привычки постепенно и на регулярной основе.
Привычка 1. Планирование (с 3-4 лет)
Начать можно с походов в магазин: составить список товаров и подсчитать необходимую сумму. Если ребенок начнет просить что-то дополнительно, следует сказать, что этой покупки не было в планах, предложив совершить ее позже следующим образом:
- «Мы составили список продуктов с тобой, верно? Смотри, мы не вписали сюда эту покупку. Давай пойдем в магазин в следующий раз, впишем и купим».
- «Давай сходим домой, возьмем из твоей копилки деньги и вечером купим».
- «Ты сейчас злишься и расстроен. Давай я тебя обниму. К сожалению, сейчас мы покупать это не будем».
Привычка 2. Накопления (с 4-5 лет)
Хочется новый самокат или компьютерную игру? Здесь можно предложить откладывать деньги, ставить цель и через какое-то время покупать желаемое. Стоит попробовать составить с ребенком финансовый план: расписать суммы средств и сроки их внесения в копилку.
Для дошкольников можно нарисовать на листе бумаге кружками дни недели и вписывать туда суммы, которые будут откладывать. Для младших школьников (1-4 класс) можно уже создать таблицу в Excel или начертить ее в тетради.
Привычка 3. Умение делать покупки (с 4-5 лет)
Очень полезно будет пройти «практикум» в магазине: показать, что можно купить на 100 рублей, а что — на 5000, чтобы ребенок учился понимать значение купюр и сравнивать цены.
Привычка 4. Соблюдение моральных норм и законов (с 6-7 лет)
Ребенок должен усвоить, что существуют строгие правила пользования финансами, установленные в обществе: ни в коем случае нельзя воровать, брать деньги в долг и не возвращать. Если семья платит кредит, стоит объяснить простыми словами, что это серьезное обязательство, а его нарушение влечет неприятные последствия для всей семьи.
Привычка 5. Осторожность (с 6-7 лет)
Надо внимательно относиться к наличным, к банковским картам, к своим персональным данным. Нельзя верить обещаниям быстрого и легкого заработка из соображений безопасности.
Привычка 6. Личные деньги (с 4-5 лет)
Они появляются у ребенка с решения завести копилку. После этого он может распоряжаться средствами на свое усмотрение. Но нужно объяснить, что желательно не тратить деньги в моменте, а лучше накопить на что-нибудь стоящее. Так формируется опыт достижения финансовой цели, появляется навык распоряжаться собственными средствами.
Деньги на карманные расходы следует выдавать без манипуляций, регулярно, вне зависимости от настроения и поведения.
Привычка 7. Бесплатная деятельность (с 6-7 лет)
Оплачивать детям работу по дому и выполнение уроков не рекомендуется. У каждого в семье есть обязанности, обеспечивающие порядок и общий комфорт. Плата за хорошие оценки также недопустима – это сбивает мотивацию.
Привычка 8. Поиск вариантов заработка (с 7-8 лет)
Уже в младших классах появляется шанс заработать свои первые деньги — выгулять собаку соседа, нарисовать картину, смастерить статуэтки, брелоки, открытки, различные поделки на продажу. Любой труд оплачивается, поэтому взрослым необходимо поощрять подобные начинания. Еще лучше – помогать с продажей, предлагать изделия на ярмарках, показывать фото в своих соцсетях.
Как говорить с детьми о деньгах?
Будет лучше убрать из речи негативные высказывания о деньгах
Не стоит транслировать детям ошибочные установки, такие как:
- «В нашей семье денег постоянно нет».
- «Мы мало зарабатываем и не можем себе этого позволить».
- «Чтобы тебя любили, нужно много денег».
- «Много хочешь — мало получишь».
- «Много денег — много проблем».
- «Деньги — зло, грязь».
- «Все богатые — плохие».
- «Деньги зарабатываются тяжелым трудом, чтобы ты хорошо жил(а)».
- «Не жили богато, не стоит и начинать».
- «Не все могут быть богатыми».
- «Так, сказал бедняк».
Правильные вопросы для диалога с ребенком:
- «Что такое деньги?»;
- «Откуда деньги берутся?»;
- «Зачем нужны деньги?»;
- «Что ты хочешь купить на эти деньги?».
Нельзя на просьбы отвечать:
- «У меня нет денег». По сути, для ребенка это выглядит как беспомощность, как неразрешимая ситуация.
- «Ты не заслужил, т.к. плохо себя вел».
- «Я тебе куплю, но мультики ты смотреть не будешь».
- «Перебьешься! Все равно не ценишь новые игрушки!».
Правильнее будет сказать:
- «Мы запланируем эту покупку, придем домой и распишем план, как будем копить».
- «Я приобрету это тебе в подарок на твой день рождения».
- «Почему тебе важна эта вещь?» или «почему тебе хочется это купить?».
- «Очень жаль, что мы сейчас не купим эту игрушку».
Если ребенок капризничает, кричит, то не следует его брать с собой в магазин какое-то время.
Чем раньше — тем лучше
Основы финансовой грамотности закладываются с раннего детства. Как правило, подростка уже поздно учить азам планирования бюджета. В старших классах школы обязательно направьте вашего ребенка на курсы финансовой грамотности и азам инвестирования.
Важно разговаривать, отвечать на вопросы, демонстрировать свое отношение к деньгам, составлять бюджет, вместе смотреть мультфильмы и обсуждать их. Длительный процесс получения экономических знаний обеспечит в дальнейшем уверенность в завтрашнем дне и стабильность жизни в социуме.
Мультфильмы для формирования финансовой грамотности:
- «Как появились деньги»;
- «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»;
- «Азбука денег. Уроки тетушки Совы»;
- «Фиксики»;
- «Три кота».
Полезные платформы на тему детских финансов:
- приложение для школьников «Финзнайка 6+» и «Финзнайка»;
- приложение для детей от 7 лет и старше «СберKids»;
- онлайн-курсы финансовой грамотности для детей 6-13 лет «Умназия»;
- проект ЦБ РБ «Финансовая культура».
Настольные игры про финансы:
- «Монополия»;
- «Игра в жизнь»;
- «Купи слона»;
- «Денежка. Без сдачи»;
- «Финсиномоника»;
- «Экономикус».
8 полезных финансовых привычек для детей: видео
1Статья «Опрос: более половины россиян выступают за раннее обучение детей финансовой грамотности» (ТАСС, 13.08.2021).