Мне всегда нравилось заниматься недвижимостью. В 30 лет я купила первую квартиру, сделала там ремонт, быстро выплатила ипотеку, взяла вторую, снова сделала ремонт. Первую квартиру сначала сдавала, потом продала и купила загородный дом, его тоже надо было обставить мебелью. Все ремонты проходили легко, я делала их по большей части дистанционно, выбирала и заказывала все по интернету, рабочие на месте уже принимали доставки, а отчеты по ходу работ присылали в вотсап.
Как оставить высокооплачиваемую работу в IT и стать дизайнером-прорабом: реальная история

В процессе ремонта второй квартиры подружилась с прорабом, стала помогать ему вести блог, ездила по его объектам, помогала искать клиентов, вникала в разные строительные нюансы. Позже, пока была в декрете, предпринимала первые робкие попытки с хоумстеджингом, а еще много делала сама руками по дому: сшить шторы на косое окно или сплести декор макраме на стену – легко! Даже кровать-подиум сделала сама из досок Леруа (сейчас Лемана Про — прим. ред.). Это все приносило массу удовольствия.

Когда сыну было год с хвостиком, мы уехали на полгода в Турцию (здесь описываю свой опыт), но тема недвижимости «прилипла» ко мне и там. Я помогала местным риэлторам, которые в свое время нашли квартиру мне, искать русских клиентов, снимать и монтировать рилз, сдавать и продавать квартиры.
Казалось, вся жизнь вела меня к тому, чтобы заниматься этим профессионально, но я никогда не относилась к этому серьезно. Что это может быть отдельной профессией и что за это вообще кто-то готов платить деньги. Ну что, людям сложно ремонт самому сделать? Ну я же сделала, это элементарно! А сдать квартиру самостоятельно? Зачем нужны вообще эти риэлторы-нахлебники! При этом были периодически мысли поучиться на дизайнера или хоумстейджера, но не было ощущения, что это дело всей моей жизни.
И вот прошлым летом ко мне на рекламу в блог пришел курс по работе с недвижимостью. Я его так хорошо прорекламировала, что в итоге сама купила, причем за полную стоимость, 150 тысяч рублей. Пока слушала прогревающие вебинары, в голове сложился паззл. Оказывается, для всего моего бэкграунда существует целая востребованная специальность, и не надо выбирать – быть дизайнером, или риэлтором, или прорабом, или управляющим. Ты можешь быть всем сразу, таким агентством недвижимости полного цикла: сначала помогаешь клиенту выбрать квартиру, потом делаешь там ремонт и комплектуешь мебелью, потом помогаешь сдать/продать или берешь в управление. А потом клиент через какое-то время приходит к тебе с новым запросом, и так по кругу. И все это без собственных вложений! Ты занимаешься бизнесом, в который не надо вкладываться, все делаешь за счет клиентов. Причем, оказывая сервис под ключ, зарабатываешь на одном клиенте несколько раз.


И оказалось: то, что я долгие годы считала недостатком (ты знаешь всего по чуть-чуть), в новых реалиях – преимущество (ты знаешь по чуть-чуть сразу МНОГО ВСЕГО). Поработав с внутренним самозванцем, я поняла, что на самом деле мои знания далеко не поверхностные, это «не чуть-чуть». Широкий кругозор, десятилетний опыт и умение быстро схватывать новое делают меня идеальной для нового мира в целом и конкретно для этой профессии. Как написала мне недавно знакомая в блоге «Лена, я поняла, что когда дети подрастут, им обязательно нужно поговорить с тобой о профессиональных треках, об отношении к профессии и работе».
А дальше все закрутилось, как во сне. В середине трехмесячного курса для защиты дипломного проекта я взяла в работу white-box – квартиру своей читательницы. Поделилась результатом в блоге, стала рассказывать, чем теперь занимаюсь, – и знакомые и читатели, которые годами наблюдали за мной, стали приходить со своими квартирами. Все это я описываю в своем телеграм-канале «Пока меня не было».
Я видела, как каждое мое действие получает горячий отклик у меня, у читателей, у Вселенной. Каждый день клиенты писали что-то хорошее, как им нравится со мной работать, как быстро продвигается процесс, как все четко и понятно, как им вообще повезло, что есть я. Платили больше денег, чем я прошу за работу, дарили подарки. Ирина из Красноярска звонили с мужем чуть ли не в полночь по местному, чтобы состыковаться со мной по часовым поясам и по громкой связи просто поблагодарить за работу. Это казалось чем-то невероятным.
К концу года у меня одномоментно оказалось в работе 7 объектов. Я тогда все еще работала в найме, продакт-менеджером в IT-компании. Перед Новым годом мы с сыном попали в больницу с отитом, и там, вырванная из привычных обстоятельств, я внезапно четко поняла: больше совмещать нет сил. Прямо из больницы, на странице из детского альбома для рисования, написала заявление на увольнение и отправила фотокопию в отдел кадров.
Интересно, что когда у меня было даже не 7 объектов, а всего 1-2, и я вполне справлялась с ними сама, мне стали писать девушки из чата курса, что хотели бы поработать вместе и стать частью моей команды. Я была удивлена: оказывается, мои успехи уже заметны другим, и люди хотят со мной работать.
В январе, когда окончательно ушла из найма, я анонсировала в своем телеграм-канале программу стажировки. В первый же день откликнулось порядка 11 человек, и в течение месяца я выбрала четверых девчонок. Двое с того же курса, что прошла я, двое – просто читательницы. Ну как девчонок – они все мои ровесницы или старше: от 40 до 52 лет. Недвижимость – стихия взрослых и состоявшихся женщин)) Одна инженер-проектировщик и бухгалтер по совместительству, другая в прошлом методолог в корпорации, третья – бывший управленец из Почты России, четвертая – педагог по образованию, работала в страховании и НПФ. Я поставила девчонок на проекты и стала смотреть, кто как себя проявляет, как решает задачи и проблемы, кто в чем силен, на кого можно на 100 процентов положиться, а за кем нужен дополнительный контроль. Также как дизайнера подключила к работе свою однокурсницу – у нас с ней во многом совпадает чувство прекрасного, и мне нравятся ее проекты – иногда даже больше, чем свои.

Сейчас нас семеро, это дает невероятное чувство локтя и ощущение, что ты не один. Каждый может друг друга подстраховать, где-то подъехать встретить курьера, где-то подхватить какую-то часть работы. У двоих девушек сложился семейный подряд: они привлекли к работе мужей в качестве хаус-мастеров, и теперь ездят на объекты вместе. От этого все выигрывают: мне не нужно искать новых подрядчиков, а ребята могут проводить больше времени вместе.
За последние полгода я сделала – отремонтировала или укомплектовала – порядка 13 квартир. Это больше, чем за всю жизнь) Интересно, что когда я только начинала заниматься комплектацией (меблировкой), я недоумевала: «Что, кто-то реально готов заплатить 100 тысяч за то, чтобы вместо него заказали мебель и декор? Неужели сложно самому положить товары в корзину, встретить доставки и сборки?» А сейчас я понимаю: комплектация квартир – это всегда гораздо больше, чем просто заказ мебели. Сначала тебе нужен проект, чтобы понять, к какому результату идешь. Покраска стен (я всегда добавляю цвета в объекты). Потом заказать, встретить и собрать мебель. Кухня – это вообще отдельное искусство, каждый раз как челлендж. А встретить 10 доставок и сборок? А забрать и распечатать 30 посылок с Озона (и обязательно вернуть что-то помятое/испорченное)? Плюс параллельно возникают какие-то проблемы и сложности – и вот ты уже немножко прораб.

«Какие-то проблемы»:
- у тумбы для ванной неправильная инструкция + не хватает нужных деталей для сборки;
- у кронштейна под тв не входят в комплект шурупы нужных размеров;
- застройщик не вывел питание на провод под зеркало с подсветкой, а автомат в санузел оказался меньшей мощности, чем нужно;
- телевизор пришел с поврежденным экраном, нужно делать возврат, нести 50-дюймовую махину в пункт выдачи, перезаказывать и ждать новый;
- «Озон» 5 раз подряд переносит доставку зеркала с подсветкой, а в последний день отменяет заказ;
- сборщик кухни приехал к 8 утра, хотя просили к 13.00, отказался подождать 10 минут, психанул, развернулся и уехал домой на другой конец Москвы, а у тебя посыпался график работ, который ты выстроил до конца недели;
- стиральная машинка не помещается в кухонный гарнитур от застройщика;
- дверь холодильника открывается не в ту сторону, надо перенавесить;
- застройщик спрятал провод от кухонной подсветки где-то за верхними шкафами, надо все снимать, искать и делать заново;
- электрик с 1000 положительными отзывами на «Юду» сделал дичь, надо срочно искать замену и переделывать;
- темная краска плохо ложится на стены, надо наносить 4 слоя вместо двух;
- потолочник перепутал люстры и отказывается менять их местами.
Как говорится, масштаб человека определяется по уровню проблем, которые могут его вывести из себя. Съев пуд соли, начинаешь смотреть на это иначе: «Почему такая сложная работа, где высока цена ошибки, на кону сотни тысяч рублей, где нужно принимать десятки нетривиальных решений, где работают взрослые женщины с высшим образованием из топовых компаний, должна стоить всего 100 тысяч рублей в месяц? В Москве уже курьеры получают больше». Поэтому так важно уметь доносить ценность своей работы до клиента. После стажировки девочки сказали: «Лена, пиши больше о том, какие сложности возникают в работе, иначе люди видят красивую картинку и думают, что это легко и просто, и они сами справятся, но мы-то теперь точно знаем: это не так!»
В периоды сильных нагрузок мне снятся страшные сны. Раньше я всю ночь опаздывала на самолет и безуспешно пыталась добраться до аэропорта. Сейчас меня преследуют фантомные объекты: те, которых на самом деле нет, но во сне они есть, а ты про них как будто забыл. А еще я иногда не могу заснуть от мысли «Боже, как я со всем этим справлюсь, я же не успею, что-нибудь упущу и непременно кого-нибудь подведу!» Но я не зря плачу деньги психологу: поднявшись над ситуацией, я понимаю, что через полгода все эти мысли станут несущественными, и я вряд ли буду снова и снова прокручивать их в голове. Сложности приходят и рассасываются, а ты продолжаешь делать свое дело и двигаться вперед.

Оглядываясь назад, я понимаю, что лишнего опыта не бывает. Каждый навык так или иначе пригождается и дополняет большую картину. Помню, когда переходила из журналистики в продакт-менеджмент, невероятно радовалась, что теперь я зарабатываю на жизнь не тем, что пишу тексты. Сейчас история повторилась: удивительно, что я могу зарабатывать деньги чем-то, что раньше не умела. Хотя именно работу в IT я считаю своим конкурентным преимуществом: все лучшие диджитал-фреймворки по организации людей и процессов оказалось легко переложить на такую физическую сферу, как ремонт и упаковка квартир. А тексты до сих пор неотъемлемая часть моей жизни: умение писать помогает вести блоги, увлекательно рассказывать о том, чем я занимаюсь, доносить ценность своего продукта, составлять продающие объявления или просто вести переписку с клиентами. Кстати, именно блоги помогли мне так быстро настроить поток заказов и уйти из найма. Без них ничего бы не было. Благодарна себе за то, что однажды это начала, хотя в тот момент казалось, что уже поздно и все ниши заняты. Начинать сложно всегда. И начинать никогда не поздно. И уж точно лучше, чем просто бояться и ничего не делать.
Быстрое погружение в новую сферу открыло мне важное знание про себя: всю сознательную жизнь я проработала в найме, но по натуре я предприниматель. И дело даже не в том, что у меня за плечами когда-то была учеба во французской кондитерской школе и эклерный бизнес (есть и такой опыт). Я все время что-то предпринимаю, не сижу на месте, пробую новое, у меня высокая толерантность к риску, я умею жить в состоянии неопределенности. Я – doer (от английского «do» – делать, «придумала – сделала»). Как написал мне один коллега в личку, когда узнал о моем уходе, «Ты продакт, который смог. Всегда радуюсь, продактам, которые уходят в предпринимательство, а не воображают себя предпринимателями в корпорации».

А еще я поняла, что работа в найме (за которую я всегда стояла горой!) как будто всегда немного ограничивала и не давала реализовать все аспекты своей личности. В ремонте и упаковке звезды сошлись. Ты занимаешься и творчеством (работаешь с визуалом и делаешь что-то руками), и продажами, и считаешь цифры, и знакомишься с новыми людьми, и организуешь процессы, и собираешь команду, и пишешь тексты, и работаешь с соцсетями. У меня даже хобби не осталось, потому что все, что мне когда-то было интересно за кадром, что нельзя было «приносить» в корпоративный мир, я могу сейчас реализовать и применить в своем деле. И это дает удивительную внутреннюю свободу.
Бывают разные по загруженности периоды. Когда-то ты работаешь буквально без выходных, а потом раз – и можешь сделать себе выходной посреди недели или продлить выходные за счет понедельника. Я стала больше видеть сына, заметила, как сильно он вырос. Стала чаще подмечать милые детские и семейные моменты, снимать их на телефон, в нашем семейном чате «Пупышка» теперь каждую неделю появляются новые фото и видео.

Если раньше я работала в офисе или из дома, то теперь дома вообще почти не бываю: моя работа связана с постоянными разъездами по объектам, за день могу посетить 3-4 локации. Дни стали невероятно концентрированными – «надо же, столько всего сделал, а сегодня все еще понедельник». И каждый раз, оказываясь на улице, особенно в какой-нибудь ясный солнечный день, я все еще по инерции нет-нет да почувствую легкий укол совести: как будто сбежала с урока или в обеденный перерыв решила «прогуляться» и «прогулять», пока остальные работают. Хотя уже ни перед кем не отчитываюсь и сама строю свой график.