«Ученица призналась, что любит меня»: как научить детей безопасным границам

«Очень страшно писать про ошибки, но, кажется, единственный способ говорить на сложные темы – рассказывать собственные истории». Психолог, основательница фонда «Шалаш» Лиля Брайнис на собственном горьком опыте поняла, как сложно держать границы между учителем и учениками, почему это не самоочевидно и почему об этом обязательно нужно говорить.
«Ученица призналась, что любит меня»: как научить детей безопасным границам
Photo by Jordan McDonald on Unsplash

Последний год моей работы учительницей обществознания в восьмых и девятых классах был про двух детей: про мальчика, который все обесценивал, и про девочку, которая влюбилась в меня. Она была новенькая и не сразу поняла, что я учительница. Спрашивала, в каком классе я учусь. В конце первой четверти задержалась после уроков, помогла убрать листочки и расставить стулья, остановилась, посмотрела на меня и сказала: «Я вас люблю».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я ужасно растерялась, испугалась и смогла только сказать, что тоже, конечно, ее люблю. Кажется, для убедительности даже потрепала по руке. Она убежала.

С одной стороны, было очень приятно: вон я какая хорошая учительница, молодая и клевая. С другой стороны, мне было вообще непонятно, что делать. Было страшно и неловко. Поэтому я не нашла ничего лучше, чем написать про это закрытый пост в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), и личное сообщение ученице – там был какой-то бред про ее нежность и одухотворенность, и приглашение зайти поболтать.

Разумеется, в моих планах не было отвечать ей взаимностью, но тогда не было ни одной книжки, в которой можно было прочитать про то, что делать в такой ситуации: что говорить, какую позицию занять и как вести себя после. Как выдерживать границы, что такое позиция взрослого и как должен себя вести педагог с ребенком, который очень хочет казаться взрослым, но все равно еще ребенок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сказать, что это был мой педагогический провал – наверное, ничего не сказать.

Во-первых, спустя месяц она прислала мне текст того закрытого (в том числе для нее) поста. Во-вторых, практически перестала ходить на мои уроки, а когда приходила – я чувствовала себя виноватой и растерянной. В-третьих, когда спустя полгода (и после разговора с психотерапевтом) я решилась поговорить с ней о том, что произошло и что было неправильно в моем поведении, она ничего не поняла из моей сбивчивой речи, и только расстроилась, потому что оказалось, что я случайно это сделала В ЕЕ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.

Миф о том, что взрослые должны дружить с детьми до сих пор очень устойчив. Еще советские фильмы про учителей рассказывали, что в хороших учителей обязательно влюбляются. И это как будто нормально и даже правильно. Очень жаль, что они не рассказывали о том, что между учителем и учеником никогда не может быть равных, романтических и любых других отношений, кроме профессиональных. Что и дети и педагоги должны знать, где проходят границы, как их устанавливать и удерживать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С тех пор прошло 8 лет, я стала социальным психологом, директором благотворительного фонда и уже давно не работаю в школе. Но я продолжаю работать с детьми и бесконечно много думаю о границах и о том, что должны знать взрослые, чтобы дети оставались в психологической и физической безопасности.

Мы в фонде «Шалаш» сделали специальный проект про насилие и домогательства в школах со стороны взрослых. В нем мы подробно рассказываем про границы, кто и как их должен соблюдать, и как постараться сделать так, чтобы отношения между учителем и учеником никогда не вышли за рамки образования. Мы отвечаем на вопрос, что такое насилие и как оно устроено. Мы создали страницу, на которую можно возвращаться в случае необходимости, которую можно показать своему ребенку или друзьям, которую можно принести в школу.

Этот проект нужен не только учителям, но и детям, и их родителям. В нем есть подробные инструкции, описывающие, что делать в различных ситуациях. И самое важное – что можно сделать, чтобы школа была более безопасным местом для детей.