Игры выполняют важную роль в развитии детей — так ребёнок исследует себя и мир вокруг. А игрушки — инструменты, которые помогают ему это делать. В разном возрасте нужны разные игры и соответствующие игрушки. Например, с года до трёх лет ребёнку важно испытывать мир: толкать, кидать, тянуть, засовывать, высовывать. То самое развитие крупной и мелкой моторики, которая помогает ребёнку понять, где границы его тела, какие у него возможности, как что в нём работает.
Это что за лабубу: какие игрушки выбирают дети и почему

Не просто развлечение
Для таких игр необходим не такой сложный набор игрушек. Мяч, ёмкости, которые можно вкладывать одни в другие, пирамидки, кубики. Вся та классика, которую знают родители. Не обязательно скупать готовые «развивашки». Полезной для развития игрушкой может стать чашка, в которую родители будут, например, складывать фасоль, а малыш — вынимать, или наоборот. Часто лучшими игрушками оказываются окружающие предметы: посуда, кухонная утварь, пульты, одежда.
С трёх лет детей уже интересует сюжетно-ролевая игра, и тут необходимы игрушки, которые позволяют воспроизводить жизнь взрослых: куклы, игрушечные кухни, коляски, машинки. Игра в это время помогает ребёнку прорабатывать различные сюжеты, роли, впечатления и сильные эмоциональные переживания. Поэтому важно давать детям играть в то, во что они хотят, пусть даже они проигрывают одну и ту же ситуацию. И не препятствуйте, если мальчик хочет катать коляску с куклой, а девочка — играть с машинками. Важно не навешивать стереотипы, чтобы не ограничивать воображение ребёнка, которое здорово развивается в этом возрасте.

Сколько нужно игрушек?
На самом деле — немного. Есть исследования, которые доказывают, что внимание ребёнка рассеивается и он сильно утомляется, если вокруг него много игрушек. Рекомендуемое количество высчитывается по схеме: возраст плюс две игрушки. То есть для трёхлетки достаточно пяти игрушек различного назначения – мяч, пирамидка, каталка. Если их больше — лучше разделить по группам и менять. Пару недель ребёнок поиграл, убрали, достали новое. Но если у него есть какие-то любимые, конечно, можно оставить.
И не переживайте, что ребёнку будет недостаточно игрушек. Что ему больше всего необходимо для развития — это присутствие значимого взрослого, его внимание, а также активное взаимодействие с миром.

Зачем им «такое чудище»?
Часто дети выбирают страшные, по меркам взрослых, игрушки. Например, сейчас все обсуждают Лабубу — пушистое зубастое существо, которое полюбили многие малыши, подростки и даже взрослые. Со школьниками всё понятно — это модно, у всех это есть, мне тоже надо. Дети младшего возраста выбирают их потому, потому что они яркие и чем-то их привлекают. Большой рот, зубы, необычные уши. Они не считают их страшными, потому что им недоступны те смыслы, которые мы, взрослые, закладываем в те или иные вещи.

Была такая же спорная история по поводу Хагги Вагги — плюшевого персонажа компьютерной хоррор-игры Poppy Playtime. Многие взрослые считали, что этот ужас надо срочно изъять из продажи, потому что из-за таких чудовищ детям будут сниться кошмары. Но фокус в том, что ребёнок видит перед собой просто классного синего улыбающегося мохнатого чудика. Он про него ничего не знает, не считает его жутким. Только если взрослый не посвятит ребёнка в то, каким страшным он его видит. И тогда у ребёнка могут быть кошмары, но не из-за игрушки, а из-за рассказа взрослого.
Без негативной интерпретации никакого вреда ребёнку эти игрушки не принесут. Поэтому не стоит навязывать своё мнение, даже если они вам не нравятся. Пусть ребёнок сам придумывает образ игрушки и наделяет её определёнными свойствами. Поиграет — и пойдёт дальше.
