Они слышат, но не понимают услышанного: как нарушение слухового восприятия влияет на поведение и учёбу детей

Дети с нарушением слуховой обработки имеют нормальную способность слышать, но механизмы в мозге, обрабатывающие входной сигнал, у них нарушены. Как будто они живут в невидимом звуконепроницаемом шаре.
Они слышат, но не понимают услышанного: как нарушение слухового восприятия влияет на поведение и учёбу детей
legion-media
Около 12% детей имеют нарушение слухового восприятия (НСВ), которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, оно становится всё более распространенным. Сегодня около 7% детей имеют проблемы со слуховой обработкой информации.
Содержание статьи

Что такое нарушение слухового восприятия

Нарушение слухового восприятия, также известное как расстройство обработки слуховой информации или синдром Кинга-Копецки относится к состоянию, которое влияет на способность мозга фильтровать и интерпретировать звуки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У детей с НСВ обычно нормальная структура и функция наружного, среднего и внутреннего уха (периферический слух). Однако они не могут обрабатывать услышанную информацию так же, как это делают другие, что приводит к трудностям в распознавании и интерпретации звуков, особенно звуков, составляющих речь. Считается, что эти трудности возникают из-за дисфункции центральной нервной системы.

НСВ широко распространено у людей с другими нарушениями развития нервной системы, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС), дислексия и расстройство сенсорной обработки (РСО).

Нарушение слуховой обработки обычно диагностируют у детей школьного возраста, поскольку в этот период у них возникают проблемы, связанные с чтением и правописанием. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что услышали.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие трудности испытывают дети с НСВ

  1. Первая проблема возникает в области мозга, отвечающей за анализ звуков. Уши нормально слышат и отправляют информацию через слуховые пути в центральную слуховую нервную систему, но по мере прохождения сигнала мозг испытывает трудности с различием акустических характеристик полученного звука. К примеру, он не распознает, как звук «С» отличается от звука «Б».
  2. Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук «К-О-Т» не будет означать для него животное.
  3. Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем слово «кот» с образом пушистого комочка, ребёнок с НСВ этого не может.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Девочка прижимает к уху термометр
Около 12% детей имеют нарушение слухового восприятия.
legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Симптомы нарушения слухового восприятия

Дети с нарушением слухового восприятия:

  • Часто переспрашивают: «А» и «Что?», тем самым просят повторить информацию
  • Не могут сконцентрировать внимание на чём-либо
  • Испытывают сложности в выполнении комплексных инструкций
  • Имеют трудности с восприятием речи в шумной обстановке;
  • Отвлекаются на окружающие их звуки;
  • Испытывают проблемы с определением местоположения источника звука;
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Не могут уловить изменения в тоне;
  • Путают звуки или слова;
  • Рассеянны и невнимательны;
  • Имеют задержку развития речи;
  • Имеют плохо развитые социальные навыки;
  • Испытывают трудности в обучении чтению и проблемы с правописанием.

Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или рассказа. Это может стать причиной проблем в школе, дома и в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.

То же самое относится и к взрослым с НСВ, которые могут испытывать трудности с телефонными разговорами, выполнением указаний и другими проблемами на рабочем месте.

Мальчик приложил руку к уху
Дети с НСВ часто просят повторить информацию.
legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нарушение слухового восприятия и СДВГ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть некоторые отличия между этими расстройствами — люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут испытывать боль, когда слышат, например, звук сирены или раскаты грома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти расстройства имеют и общие симптомы:

  • отвлекаемость;
  • невнимательность;
  • плохие навыки слушания;
  • проблемы с поведением;
  • проблемы с чтением, пониманием текста, правописанием и словарным запасом;
  • трудности с выполнением указаний.

Причины нарушения слухового восприятия

Причины НСВ до конца неясны, но считается, что это состояние может быть:

  1. врождённым, связанным с задержкой созревания центрального слухового пути;
  2. приобретённым - через черепно-мозговую травму или хронические ушные инфекции. Факторами риска могут быть также: плохое пренатальное питание, диабет матери, зависимость матери от алкоголя или сигарет, преждевременные роды, низкий вес при рождении, болезнь Лайма и прочие инфекции мозга, а также воздействие тяжёлых металлов, таких как свинец и ртуть.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хотя человеческая слуховая система полностью формируется к рождению, слуховые пути продолжают развиваться до 12 лет, поэтому НСВ успешно корректируется в детстве.
Мальчик отвечает на уроке
В классе ребёнка с НСВ лучше посадить ближе к источнику звука и дальше от остальных детей.
legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диагностика нарушения слухового восприятия

Сурдологи, психологи и логопеды проводят скрининг НСВ с помощью ряда тестов, которые исследуют слуховую дискриминацию пациента, обработку информации, внимание, память и многое другое. Например, могут попросить детей прослушать тоны и определить, высокие они или низкие, а также прослушать аудиозапись и повторить то, что они услышали. Врачи обязательно исключают потерю слуха и другие состояния, которые могут вызывать эти симптомы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
К моменту обследования пациентам должно быть не менее 7 лет, поскольку когнитивные функции, участвующие в тестировании, обычно все ещё развиваются у детей младшего возраста.

Лечение нарушения слухового восприятия

Терапия может помочь как детям, так и взрослым, но всё же эксперты говорят, что ранняя диагностика и лечение дают лучшие прогнозы у детей, учитывая повышенную пластичность мозга в этом возрасте.

Лечение НСВ состоит из развития навыка слухового восприятия и обучения произношению, чем занимается логопед на индивидуальных занятиях с ребёнком.

Слуховая тренировка включает в себя множество упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов напрямую или с помощью «компенсаторных» стратегий. Одной из самых эффективных коррекционных методик, помогающих бороться с нарушением слухового восприятия, является программа Fast ForWord. Эффективная коррекция происходит за счёт использования запатентованной технологии цифровой обработки речи и построена на использовании пластичности мозга человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые методы терапии включают:

  • прослушивание различных аудиозаписей в звуковой кабине с введением и контролем помех, чтобы научить слуховые пути различать звуки;
  • обучение различению похожих звуков речи (например, «В» и «П»);
  • обучение определению местоположения и направления удалённого звука;
  • слуховые игры, например, под громкую музыку дети маршируют, под тихую – ходят на носочках.
Дети на занятии с логопедом
Ребёнок с НСВ испытывает трудности с восприятием речи в шумной обстановке.
legion-media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку с НСВ в классе

  • улучшить акустику: закрыть окна, двери, постелить коврики для поглощения ненужного звука;
  • посадить ребёнка ближе к источнику звука и вдали от других детей – например, на первую парту;
  • установить стереосистему в классе;
  • устранить другие источники звука в непосредственной близости;
  • учителю нужно говорить медленно и чётко, стараться произносить короткие предложения;
  • ребёнку нужно предоставлять помимо устных и письменные инструкции — на бумаге, на доске, вспомогательных карточках;
  • использовать вспомогательные технологии (например, наушники);
  • разрешать пользоваться тетрадью при обсуждении домашнего задания в классе.
Нажми и смотри