Как уйти от цейтнота
Мы привыкли спешить, делать одновременно много разных дел — и ничего не успевать. Нам почему-то всегда не хватает времени... Как справиться с цейтнотом, рассказывает психолог-психотерапевт Ирина Крапивина. |
Расставить приоритеты.
Если вы понимаете, что дел много, и думаете, что не справитесь с ними, составьте список. Выделите самые неотложные, которые нельзя перенести на завтра. Если мы не составим список приоритетных дел, то нашей психике будет трудно справиться с проблемами и заботами, которые мы себе запланировали. Ведь она же не знает истинного содержания тех задач, которые мы перед собой ставим, — это подвластно лишь нашей логике. Психика же оценивает их важность по нашему эмоциональному к ним (задачам и делам) отношению.
Поэтому следующий шаг — анализ составленного нами списка. Подумайте, какие из дел наиболее важные. Какие-то из них вы можете поручить мужу или другим родственникам? Разберитесь, действительно ли только от вас зависит, будет ваш план реализован или нет? Ведь если речь идет о бизнес-проекте, то в нем, как правило, принимают участие партнеры и коллеги. Почему бы не использовать этот способ распределения нагрузки и в семье? Тут вам могут помочь родные и близкие люди. Ведь зачастую мы взваливаем на себя неподъемный груз не своих проблем и обязанностей, полагая, что только нам под силу их разрешение, тем самым загоняя самих себя в глухой тупик.
В общем, равномерно распределите нагрузку в семье. И можно приступать к выполнению вашего списка неотложных дел.
Собраться в нужный момент.
Как в современном мегаполисе вернуть себе ощущение покоя, учитывая, что притормозить, жить медленнее не получится? Но даже в экстремальной ситуации нам необходимо сохранять спокойствие, ощущать свою силу и быть в равновесии с собой. Это сложно, проще поддаться истерике и психозу. И в этом состоянии мы не можем думать о делах и проблемах, требующих рационального подхода. Ведь все наши силы и время уходят на то, чтобы пережить эту бурю эмоций. Стоит учиться справляться со взрывом чувств и настраивать себя на рациональный лад — это бесценное умение поможет нам собраться в нужный момент.
Переключиться с эмоций на логику.
Можно перестать нервничать, если «подключить»... левое полушарие нашего мозга, которое отвечает за логическое мышление. Ведь в тот момент, когда нас захлестывают эмоции, у нас доминирует правое полушарие, в чьем ведении они (эмоции) находятся. Но порой достаточно сказать себе одну-две фразы, чтобы переключиться. Например: «Мне надо об этом подумать» или «Мне необходимо рассмотреть эту ситуацию». И тут же наш мозг начинает думать, включается мышление. Но, находясь во власти чувств, мы нередко забываем об этих фразах. В этом случае можно записать их на стикерах и расклеить, скажем, на холодильнике в кухне или в офисе на рабочем столе, а можно положить их себе в карман, чтобы всегда иметь под рукой.
Если не получается тут же стать рациональной и собранной, не стоит расстраиваться. Ведь перестроить свое мышление за один день еще никому не удавалось. Более того, эти навыки переключения мы впитываем с детства от наших родителей.
Вообще, склонность к спешке, суетливость — это черты характера, сформированного в родительской семье. Причину наших переживаний, которые мы испытываем в цейтноте, когда нервничаем, торопимся, боимся, что у нас не получится справиться со всеми делами, следует искать в детстве. Это значит, что родители были с нами чрезмерно строги и требовательны, завышая планку. Например, с пятилетнего мальчика спрашивали как с десятилетнего подростка. В таких условиях ребенок перестает быть собой, он пытается соответствовать завышенным требованиям родителей, постоянно ощущая потребность в том, чтобы его хвалили. Его уверенность в себе напрямую зависит от строгой оценки взрослых. Из такого ребенка вырастает неуверенный в себе взрослый, который вечно спешит, суетится, пытаясь дотянуться до той планки, которую установили его родители. Будучи взрослыми, мы смотрим на себя глазами родителей.
Достичь равновесия.
Снять эмоциональное напряжение нетрудно: можно пройтись или выпить чаю, поговорить по телефону... Достаточно поменять сферу деятельности. Один из эффективных способов достижения равновесия — медитация. Для этого нужно уединиться, найти место, где вас никто не потревожит. Сядьте, расслабьтесь, прикройте глаза и вообразите, что находитесь на берегу моря или на лесной поляне... В общем, там, где вам хотелось бы в данный момент находиться. Потом попытайтесь рассмотреть форму и цвет травинок, листьев на деревьях, мокрую гальку или песок. Попытайтесь услышать звуки прибоя, крики птиц, шорох ветвей и почувствовать запахи — аромат трав и цветов... Наполнитесь энергией этого места и своими ощущениями. Затем медленно возвращайтесь в реальную жизнь. Сделайте три глубоких вдоха, откройте глаза. Постарайтесь не делать резких движений.
Если захлестывающие эмоции мешают трезво оценивать ситуацию, можно обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет сбалансировать эмоции и мысли.
Возникает вопрос, не есть ли банальная лень тем самым умением расслабляться, никуда не торопясь? Это не совсем так. Ленью мы называем состояние, при котором нет ни сил, ни энергии, ни мотивации для активных действий. Скорее, стоит стремиться к тому ощущению легкости, парения, когда дел невпроворот, а все получается, все удается, и мы полны сил и энтузиазма. В общем, когда все идет как по маслу.
Почувствовать радость сделанного.
Достигнув душевного равновесия и определив приоритеты, стоит сконцентрировать свое внимание на еще одном моменте. Если мы уже определили, какое дело хотим сделать, стоит запомнить то позитивное ощущение радости и полета, которое у нас возникает в этот момент. И запомнить, сохранить его вплоть до того часа, когда это дело будет завершено. Тогда у нас не возникнет соблазна отложить его на завтра.
Попробуйте себе помочь:
ФОТО: MASTERFILE/EAST NEWS, PHOTOXPRESS