Соцсети пестрят «постами» гнева и восторга: каким получился новый фильм «Мастер и Маргарита»

Свежая экранизация великого романа Михаила Булгакова вызвала у публики очередную бурю эмоций. Соцсети пестрят «постами» гнева, восторга и классического «не смотрел, но осуждаю». Есть и те, кто называет фильм историческим блокбастером. Одно можно сказать с уверенностью, бюджет в 1,2 млрд рублей себя оправдал. Кино производит впечатление, смотреть рекомендуется на большом экране.
Соцсети пестрят «постами» гнева и восторга: каким получился новый фильм «Мастер и Маргарита»
Редакционный коллаж/фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино/Public Domain

Москва как альтернативная столица

Атмосфера: Серое небо, большая луна. Сталинская архитектура, доведенная до абсурда. Москва выглядит так, словно коммунизм победил или в городе живут Атланты. Кажется, истинные обитатели здешних дворцов исчезли, а мелких людишек пустили пожить на время. Но скоро статуи на крышах оживут и очистят город от назойливых «насекомых».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любое здание вызывает мурашки. Психбольница выглядит как марсианский корабль с круговым балконом, похожим на кольцо Сатурна. Дом Союза писателей — мрачный дворец, опирающийся на массивные колонны. Всюду мрамор, фонтаны, широкие площади и мосты. На вершинах зданий увековечены фигуры победителей в стиле Гагарина на Ленинском проспекте. В небе парят дирижабли. И хотя солнца нет и фон чаще серый, есть ощущение переизбытка кислорода и полета великой нации.

Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очевидно, что в фильме мы видим не Москву 30-х, а нечто отдельное. Альтернативную столицу. Элегантную антиутопию, в которой хочется оказаться. Ведь в картинке оживают чистота и уют из воспоминаний советского детства, дополненные искусственной реальностью архитектурного вымысла.

При этом за пределами официальных мест все время ведется стройка. Герои вечно спотыкаются на проложенных лесах, упираются в корявые заборы. Видимо, светлое будущее находится все еще в процессе «готовки».

Одежда персонажей впечатляет не меньше. Пациенты больницы, к примеру, облачены в тонкие стеганые курточки, напоминающие дизайнерские телогрейки, а голову Маргариты на балу Сатаны венчают совершенно неописуемые украшения: корона-шлем с «сережками» русского кокошника и изящная камея с полумесяцем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино

Сюжет: Базовая линия принадлежит Воланду. Кстати, изначально фильм планировалась назвать его именем. Обаятельный иностранец с родинкой над губой и мягким акцентом приезжает в страну атеистов — послушать, что говорит народ, разуверившийся в Боге. По сути, в городе, позабывшем Иисуса, он теперь единственная власть, «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он, а не кто-то еще, помогает влюбленным Мастеру и Маргарите встретиться после всего, словно заканчивая не сделанное Пилатом, упустившим Иешуа. Остальные линии крепятся на историю Воланда, как на стальной трос. Хождение по мукам Мастера, затравленного за религиозную пьесу о прокураторе Иудеи, страсть двух любовников, готовых друг за другом и в небо, и в пропасть, безумные гастроли дьявольской свиты, философские беседы Мастера в закрытой психиатрической клинике. Воланд, чье незримое присутствие и связь с Мастером отмечаются крупными планами букв М — на шапочке писателя, у входа в метро — и ее отражением в лужах в виде W. Что означает — все едино. Мы все часть этой силы. Мастер создал себе Дьявола, которого заслужил. А милые горожане, предлагающие оторвать голову надоевшему артисту, получили более стандартную версию Люцифера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эпизодические герои: на кого обратить внимание

Лучше всех играет Воланд. На эту роль специально пригласили иностранца. Аугуст Диль — звезда «Бесславных ублюдков» и «Тайной жизни». Молодой, с нервической утонченной красотой и умными темными глазами Аугуст играет нечто особенное. Кажется, его тонкими губами разговаривает с нами автор. В его полуулыбке, игривом взгляде и истерическом смехе запрятано больше боли и горечи разочаровавшегося в людях Булгакова, чем в мрачном взгляде Мастера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второе место занимают эпизодические герои. Многим удалось даже в крошечной роли передать булгаковскую иронию, что уже стоит считать за победу.

Критик Латунский в исполнении Дмитрия Лысенкова и его возмущенно трясущиеся усики — это что-то, крайне комедийный персонаж.

Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино

Хорош также Коровьев Юрия Колокольникова. Танцующая походка, укороченные клетчатые брючки на долговязых журавлиных ногах — идеальное актёрское решение в стиле клоуна из «Оно». Он и говорит, и повизгивает один в один, как Пеннивайз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сцена с Лиходеевым (Марат Башаров) в похмелье — просто шедевр. Лакающий воду из ведра и подергивающий от ужаса вилкой с масленком директор театра Варьете сыгран бесподобно.

Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Супругам в жизни сложно показать страсть

А вот Евгений Цыганов и Юлия Снегирь в роли Мастера и Маргариты кажутся слишком идеальными. Возможно, потому что «супругам в жизни» сложно показать страсть в кино. Мастер совершенен в своем сумраке изгойства и вечно смотрит в пол. Маргарита безупречно одета и несравненно красива, но одинакова во всех эпизодах. Сцены их любовного счастья в подвальчике сыграны хорошо, но как будто бы не цепляют. Танец смотрится наигранно. Маргарита в образе ведьмы продолжает светиться, как икона, ей явно не хватает искры куртизанки. Хотя не исключено, что такая излишняя «светлость» влюбленных — часть задумки режиссера, иначе их бы не пустили туда, где пара обрела покой.

Кадр: фильм «Мастер и Маргарита»/Атмосфера кино
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ну и с котом не случилось прорыва. Перед нами снова пушистое создание, подверженное изменениям компьютерной графики. Только на этой раз в кадре мейн кун Кеша, у которого «пластилиново» шевелится рот. Хотя и к такому рту можно было бы привыкнуть, позволь Бегемоту говорить и шутить столько же, сколько это было в романе. А здесь кот в основном пьет, закусывает и носится с пистолетом.

Сниматься должны были звёзды Голливуда

Детали: Проект задумывался еще в 2018 году и должен был стоить 800 млн рублей. Режиссером утвердили Николая Лебедева, автора «Легенды №17» и римейка «Экипажа». В планах продюсера Рубена Дишдишяна было пригласить на главные роли звезд Голливуда. На Маргариту уже пробовалась Ольга Куриленко, на роль Воланда позвали Гари Олдмен. Но последний запросил слишком большой гонорар. К тому же вскоре начался локдаун. В итоге режиссером стал Михаил Локшин («Серебряные коньки»), он же переписал сценарий на пару с Романом Кантором (сериал «Эпидемия»). Съемки этой версии «Мастера и Маргариты» стартовали в июле 2021 года. В процессе работы из-за ухода из России большинства крупных компаний компьютерная графика подорожала в двое, бюджет картины вырос до 1,2 млрд рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снимали в Москве, Петербурге и Хорватии. По словам режиссера, зритель увидит альтернативную Москву, ту, что официально «прорисовывалась» генпланом реконструкции 1935 года — с «небоскребным» Дворцом Советов и гигантским Лениным на крыше, трамвайными путями вокруг Патриарших прудов им. Маркса. То есть советский киберпанк в данной работе — отчасти историческая альтернатива.

Планируете смотреть новых "Мастера и Маргариту"?
Да
Ни за что