Космос с женским лицом. Пять фильмов про астронавток

Мужчиной в скафандре давно никого не удивишь.Такой киногерой привычно покоряет космос ради великой миссии и личных амбиций. В нашей же подборке фильмы о смелых героинях, рискнувших приблизиться к звездам и получить от них что-то взамен.
Алла Гугель
Алла Гугель
Журналист, сценарист
Космос с женским лицом. Пять фильмов про астронавток
Редакционный коллаж
Содержание

«Гравитация»/Gravity, США, Великобритания, 2013

Один из лучших камерных технотриллеров про космос, снятый режиссером Альфонсо Куароном и его сыном сценаристом Хонасом. Это удивительное, держащее в сильнейшем напряжении кино. Все полтора часа зритель замирает, вздрагивает и сжимается, наблюдая за тем, как астронавтка Райан Стоун (Сандра Буллок) пытается выжить, уворачиваясь от космического мусора, спасаясь от пожара и вращаясь на орбите в одиночестве, пока в скафандре стремительно заканчивается кислород. Если не считать короткого, но довольно искрометного появления вначале Джорджа Клуни в роли доктора Ковальски, сыпящего шуточки и ведущего со Стоун задушевные разговоры, в фильме почти нет слов, только решительные действия и тяжелое испуганное дыхание. Фильм получил семь «Оскаров», включая «за режиссуру». По словам Альфонсо, космос — метафора «враждебной среды»: «Наша героиня висит над землей — над миром жизни, людей, природы, человеческих отношений. И она дрейфует в пустоту».

«Орбита 9»/Orbita 9, Испания, 2016

Режиссерский дебют испанского сценариста Хатема Храиче, написавшего страшную историю про заточение для фильма «Бункер». Кстати, главную героиню играет пленница оттуда же — Клара Лаго, девушка с необычным лицом и темными вишенками-глазами. В «Орбите 9» она снова находится как бы в «одиночной камере», только на борту космического корабля. В 7409-й раз Элена просыпается, наблюдая планеты в иллюминаторе, чистит зубы, качает внушительные бицепсы и общается с бестелесным женским голосом «Орбиты». Оказывается, 20-летняя космическая странница никогда не видела Землю, ее родители покинули корабль 3 года назад, чтобы отдать ей свой запас кислорода.

А цель поездки — планета Селеста, на которую она сможет высадиться только в сорок лет. И все бы шло, как шло, если бы к станции не пристыковался симпатичный кибер-техник Алекс (Алекс Гонсалес), чтобы что-то там починить. И откуда он взялся, если «Орбита» так долго летит? Далее следует очень неожиданный поворот, после которого микрокосмос Элены дополняет не только новое чувство, но и совершенно дикие обстоятельства, меняющие весь полет.

Нажми и смотри

«Вызов», Россия, 2023

Отечественный фильм-эксперимент режиссера Клима Шипенко, 51 минута которого была снята на борту действующей МКС и за ее пределами. Бюджет полета мысли составил 900 миллионов рублей. Фильм полностью окупился, собрав в кинотеатрах больше 2 миллиардов. В некоторых сценах участвуют реальные космонавты, это видно по их непоставленному голосу и скромности пребывания в кадре, что добавляет фильму обаяния, как будто мы сидим на космической кухне. Пройдя всю подготовку, на станцию отправились режиссер и актриса.

Юлия Пересильд рассказала, что невесомость ей понравилась, на МКС она чувствовала себя очень красивой, хотя до этого боялась, что отечет и у нее будет красное лицо. Сюжет «Вызова» не сильно отличается от большинства фильмов-катастроф. Очередные летящие обломки от разбитого спутника, зацепившие космонавта Олега, чье легкое необходимо оперировать прямо на корабле. Торакальный хирург Евгения, которая разрывается между больной матерью, бунтующей дочерью-подростком и виной за гибель в ДТП любимого мужа, решается на полет по разным причинам, включая возможность встретиться с собой и своими страхами. Крепкий фильм, хорошие диалоги, много слезных моментов. Не хочешь, а плачешь.

Нажми и смотри

«Пассажиры»/Passengers, США, 2016

Эффектное и неоднозначное кино про долгий полет на хорошую планету и те варианты событий, которые могут случиться в пути. Идеально обставленная космическая станция «Авалон», в которой продумано все — от досуга до медицинского модуля — летит на прекрасную Обитель. Вокруг красиво, стерильно и тихо. Пассажиры спят в своих капсулах и будут спать еще 120 лет. Но одно очень настырное облако из астероидов врезается в корабль, изменяя что-то в настройках. В результате инженер Джим Престон просыпается раньше на 90 лет. И теперь ему нужно решить, промучиться всю жизнь как аскету, ведь и танцевальный баттл, и ресторан а ля карт, и бассейн с видом на космос в одиночестве быстро надоедают, или разбудить одну из «спящих красавиц».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отмечу блестящий актёрский дуэт Дженнифер Лоуренс и Криса Претта. Кажется, именно так стоит играть влюбленных, особенно если оба принадлежат к разным социальным кастам космического судна. «Оскара» дали автору саундтрека и художнику-постановщику. И заслуженно, ведь мир корабля действительно хочется разглядывать бесконечно.

Нажми и смотри

«Люси в небесах»/Lucy in the Sky, США, 2019

Необычная история об одержимости звездами, основанная на реальном случае из жизни астронавта Лизы Новак, которую обвинили в попытке похищения человека. Итак, десять прекрасных дней провела Люси (Натали Портман) на корабле. Мы видим последний из этих дней, как она дрейфует около станции, бесконечно разглядывая красоту Земли и светящихся звезд. «Еще немножко», говорит Люси в рацию, она не в силах насмотреться. «Такой живой я не была никогда» — зачарованно рассказывает она ближнему кругу, вернувшись домой. Но эффект длится недолго, слишком будничной теперь кажется жизнь, в которой нет экстрима. Муж в фартуке, клеящий обои в комнате, больше не интересен. На пикнике вызывает эмоции только фейерверк, ведь он напоминает звезды. Люси неистово готовится к новому полету, но что-то идет не так. И ее помешанность на миссии НАСА переходит в больную влюбленность в коллегу. Натали Портман в этой роли бесподобна.