Почему советская школа так ополчилась на левшей?

В советское время писать левой рукой было нельзя. Это считалось неправильным, и школьников переучивали. В международный день левшей вспоминаем, как «ломали» таких детей в СССР.
Почему советская школа так ополчилась на левшей?
Отношение к левшам всегда было неоднозначным. Им приписывали какие-то необычные способности, считали странными, относились с подозрением. В древней Греции и Индии леворуких людей любили, считали приближенными к богам. В Европе относили к неумехам, неспособным выполнить даже самую простую работу. В Германии леворуких девушек не брали в жены, а в Японии, если муж узнавал, что жена его левша – имел полное право развестись с ней.
Содержание статьи

Левши в России

В древние времена левшей считали на Руси колдунами и нечистыми, в XVIII веке Петр I запрещал левшам свидетельствовать в суде. В СССР в колдунов и злых духов не верили, но левшей все же активно переучивали. Мы попробовали разобраться, почему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему левшей переучивали?

Считалось, что левшам в будущем будет тяжело работать, потому что очень много предметов, которые нас окружают (автомобили, музыкальные инструменты, медицинское оборудование) производят под правую руку.

В прописях и тетрадях писали перьевыми ручками, а для левшей это был настоящий ад – чернила размазывались под левой рукой, которая шла вслед за буквами, не успевая высыхать. Грязь была страшная, и учителя ставили двойки и колы.

Еще одна популярная версия переучивания левшей в советских школах была связана с армией. Якобы, затворы автоматов расположены с правой стороны, туда же вылетают гильзы, поэтому если автомат взял бы в руки левша, при стрельбе гильзы полетели бы ему прямо в глаза. Так служить в армии было бы невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же советская доктрина не предполагала существование кого-то, кто будет хоть чем-то отличаться от остальной массы. Чтобы леворуким людям в жизни было удобнее, их переучивали. Для того, чтобы переучить левшу, в школах использовали разные методы воздействия, всё зависело от конкретного педагога. Иногда детей просто просили пользоваться правой рукой во время письма, и этого было достаточно. Иногда левую руку ребенка привязывали к стулу, бывали случаи, что били указкой и ставили двойки ну и, конечно, не обходилось без помощи родителей.

Школа
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Педагоги давали задания, писать по полчаса в тетрадях только правой рукой. На левую нужно было надеть варежку и не давать её снимать ребенку, пока не закончит все письменные задания. Вместо варежки можно было забинтовать детские пальчики, чтобы ребенок не мог взять в руки ручку.
Некоторым детям таким образом удавалось приобрести дополнительный навык писать обеими руками одинаково красиво и аккуратно. А у кого-то навсегда остался кривой и неразборчивый почерк и воспоминания о пролитых слезах над смазанными чернилами в прописях.

Конец мучений

В 1985 году Министерство здравоохранения СССР издало официальный документ в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей. С этого момента в отечественных школах левшей больше не переучивали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что специалисты говорят о левшах?

Как показала практика, переключать ребенка с левой руки на правую равносильно физическому и эмоциональному насилию. Дети могут начать страдать от депрессии, страхов, нарушения сна. Такая детская травма может оказывать влияние на человека всю жизнь. Если и проводить подобную коррекцию, то делать это лучше в самом юном возрасте, но вопрос в том, зачем вообще это делать?

Наблюдения за «переучиваемыми» левшами выявили однозначно негативное влияние на их психику — левши чувствовали себя в чем-то виноватыми, нередко становились изгоями в классе и начинали плохо учиться из-за того, что им постоянно приходилось бороться с «вредной привычкой». У детей могла возникать бессонница, заикание и нервные тики. Наукой доказано, что человек, родившийся с этой особенностью, не может быть полностью переучен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Левши творчески более одарённые?

Никаких научных доказательством о творческом превосходстве нет. Мнение о предрасположенности к творчеству левшей связано с тем, что в отличие от правшей, у левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за образный и пространственный интеллект, в то время как левое полушарие – за логику. На самом деле леворукость вовсе не означает доминантность правого полушария, многие психические функции у левшей могут контролироваться ведущим левым полушарием.

Среди выдающихся личностей в науке и искусстве, действительно, большое количество леворуких, но их количество не превосходит правшей. Процесс обработки речи у левшей протекает так же, как у правшей. Кроме того, само разделение функций мозга в соответствии с его полушариями достаточно условное, и многие процессы, связанные, например, с аналитикой, могут задействовать оба полушария.

Кстати, историки считают, что всего пару тысяч лет назад левшой рождался каждый третий ребёнок, а сейчас леворуких людей осталось только 15% от всего населения.