Самохвалов — бессердечный злодей или жертва? Неожиданный ракурс

К отношениям Рыжовой и Самохвалова можно относиться по-разному: кто-то занимает сторону влюблённой Оленьки и возмущается неделикатностью её «предмета», кто-то, наоборот, сочувствует Самохвалову, которого преследует «бывшая». Расскажем о сценах, которые были вырезаны из фильма, — а ведь именно они могли бы создать о ситуации совсем другое впечатление.
Самохвалов — бессердечный злодей или жертва? Неожиданный ракурс
Кого вы привыкли считать главным злодеем «Служебного романа»? Самохвалова? Давайте попробуем внимательнее присмотреться к героям, и вы, возможно, измените своё мнение.
Содержание статьи

Сократили фильм на треть

Первоначально «Служебный роман» должен был идти 4 часа 40 минут. Но это время оказалось совершенно неприемлемым для комиссии, Рязанову следовало сократить треть материала, чтобы получилось две серии. Именно тогда «под нож» попали не только небольшие эпизоды, но и целые сюжетные линии. Одна из них рассказывала о секретарше Верочке и её муже, которого играл Александр Фатюшин. А другая должна была показать зрителям историю развития отношений между Самохваловым и Олей Рыжовой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


От наших глаз скрыли предысторию

Оказывается, Самохвалов (Олег Басилашвили) не всегда был к ней так холоден. В студенческие годы между ними пылал жаркий роман, об этом знали все сокурсники. Но потом безумная любовь ушла. Оленька вышла замуж — не очень-то удачно, хоть она и пытается убедить всех окружающих в обратном. Мало того, что она не любит своего мужа, — ей ещё и пришлось переехать к нему в Подмосковье (так в сценарии). И каждый день вынуждена добираться на работу с пересадками, на электричке и метро.

Маленький секрет советского кино

А у Самохвалова, между тем, жизнь сложилась иначе. Он удачно женился (видимо, на дочери крупного чиновника или партийного функционера), сумел вырваться за границу — и не просто по турпутёвке, а поработать там некоторое время. Купил машину, приоделся... Кстати, знаете, как в советском кино сразу узнать «главного злодея»? Он одет с иголочки, подчёркнуто лучше всех остальных. Понаблюдайте — сами в этом убедитесь.

И вот Самохвалов и Рыжова неожиданно встречаются.

Теперь им предстоит каждый день видеться друг с другом на работе. Судя по всему, эта сюжетная линия была так подробно разработана специально, в противовес отношениям Калугиной и Новосельцева, чтобы зритель увидел разницу: служебные романы не всегда оканчиваются счастливо, бывает и так, как у Рыжовой и Самохвалова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несостоявшаяся поездка

Так что же ещё скрыли от нас, сократив фильм? Были вырезаны, например, кадры с вечеринки у Самохвалова. В которых Оленька буквально не сводит с него влюблённых глаз. Куда бы он ни повернулся — повсюду его ждал этот взгляд. Перед этим была сцена, в которой Рыжова случайно видит объявление, приглашающее на автобусную экскурсию по разным городам. И вот на званом ужине она улучает момент и предлагает тому, кого когда-то любила: Юра, а давай махнём вместе на экскурсию? В ответ на это Олег Басилашвили в образе Самохвалова сымпровизировал в том духе, что, мол, мы с тобой, Оленька, уже не в том возрасте, чтобы лишний раз где-то трястись. То есть достаточно деликатно дал понять: не надо.

Не надо всего этого, ничего не выйдет!

И кроме вечеринки, были вырезаны ещё несколько подобных сцен, в которых Рыжова, потеряв голову, не задумываясь о том, как это выглядит со стороны и какие могут быть последствия, преследует Самохвалова влюблёнными взглядами, старается лишний раз попасться ему на глаза, бросает намёки... То есть, если бы фильм остался нетронутым, ни у кого не возникло бы сомнений в навязчивом интересе этой героини, и наверняка большинство всё же прониклось бы сочувствием к Самохвалову. Хотя для Эльдара Рязанова с самого начала не было сомнений в том, что Самохвалов — отрицательный персонаж. Недаром он одел его в дорогой костюм...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отрицательный или положительный?

С другой стороны, что в нём такого плохого, кроме желания прекратить навязчивые ухаживания бывшей однокурсницы? Карьерист? Да. А разве это плохо? Он хочет удовлетворить свои амбиции, хочет двигаться вперёд, к успеху. Не исключено, что у него в дальнейшем всё сложилось: он не хуже разбирается в деле, чем Калугина, но её боятся и ненавидят, а он умеет расположить к себе людей.

А в остальном… Ну посудите сами.

Даже если он женился не по любви, а по расчёту, он не позволяет себе поддаться на намёки Оленьки: нет, он остаётся галантным и тактичным, но изменять жене не собирается. Плюс? Плюс. Помогает деньгами бывшему сокурснику Новосельцеву. Ещё плюс. И даже его совет «приударить» за Калугиной можно считать плюсом — он искренне хочет помочь институтскому приятелю, не подозревая, во что это выльется. Обнародовал письма Рыжовой? Вот тут некрасиво, да. Можно было поступить деликатнее и тоньше. Например, обсудить ситуацию для начала с Новосельцевым, попросить его повлиять на общую подругу. Но к тому моменту у Самохвалова уже, возможно, просто не осталось сил на эту борьбу. И он «разрулил» всё самым простым для себя способом. Чтобы спасти свою карьеру и репутацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что ещё? Да, рассказал Калугиной о том, что Новосельцев ухаживал за ней с корыстными целями, чтобы построить карьеру. Так это была просто месть — за пощёчину, которую ему влепил бывший приятель на глазах начальства. Не мог же он оставить всё как есть, не ответив на оскорбление (пусть в чём-то и заслуженное). Впрочем, окончательные выводы — подлец Самохвалов или его до этого довели — каждый, разумеется, делает сам.

Подлые поступки Верочки

А вот главным антигероем, точнее, «антигероиней», можно назвать Верочку. Да, на первый взгляд всё, что она делает, вполне безобидно. Но если задуматься... Думая, что Самохвалов — обычный посетитель, она по-хамски бросает ему: «Подождите» — и продолжает болтать по телефону. А в следующую минуту, узнав, что перед ней новый замдиректора, она становится любезной до приторности. С начальницей тоже ведёт себя беспардонно: задирает ноги в новых сапогах, беседует с ней, повернувшись спиной. За спиной называет «старухой». Распускает сплетни о Рыжовой, предварительно без разрешения прочитав личные письма. И при этом попутно унижает её в разговоре с подругой: «Пенсия на горизонте, а туда же!», хотя Рыжовой нет ещё и сорока. И «жуткие розочки» на её кофточке — не такие уж и жуткие, в то время была такая мода. Словом, Вера делает подлости и гадости на каждом шагу. Привычно, по инерции. Так кто же главный злодей фильма?