Рисуйте и мечтайте! Как заняться творчеством вместе с ребенком

Как заниматься с детьми рисованием, чтобы они не терялись перед белым листом бумаги? Где найти мотивацию для совместных занятий? Чем можно заняться дома в холодный осенний день? Вместе с Kinder Шоколад мы собрали для вас советы и идеи, как увлечь детей рисованием и подготовить классные работы для домашней выставки.
Рисуйте и мечтайте! Как заняться творчеством вместе с ребенком

Все дети обожают рисовать. Еще не понимая конкретной цели – «а что я хочу нарисовать», получая во владение лист бумаги, мелок, карандаш или кисточку, двухлетка с удовольствием погружается в процесс: линии, кляксы, пятна, капельки... Без страха, без ограничений, без боязни «а как правильно». Это самый ценный момент, постарайтесь его удержать. Если заглянуть вперед, то именно это умение – создавать новое, не бояться новых задач, не ограничиваться жесткими рамками, работать и постоянно пробовать – это то, что пригодится человеку в любой сфере жизни.

С чего начать?

В возрасте двух, трех, четырех лет многие родители начинают искать для своих малышей «группы творческого развития». На самом деле делать это необязательно, ведь ребенок готов к творчеству всегда, а не только тогда, когда его усадят за стол и дадут задание. Ему важен сам процесс – возможность экспериментировать, а это вполне могут предоставить ему родители. Вместе интереснее!

Расстелите на столе большой лист (ватман, старые обои или рулон белой бумаги для рисования), наденьте на малыша фартук (подойдет и старая рубашка, которую не жалко испачкать), подготовьте материалы для рисования и посмотрите, что будет делать ребенок. Он будет пробовать! Нет, не рисовать домик или самолет, просто пробовать краски на листе: как они работают, какой оставляют след, как смешиваются, как заполняют лист. Поэтому никаких заданий пока, чистый эксперимент!

Что мы советуем попробовать с ребенком 2–4 лет

Пальчиковые краски. Это безвредные густые краски для первых экспериментов с цветом. Они приносят много удовольствия детям, в том числе и тактильного, ведь дети любят размазывать, растирать, делать отпечатки. Можно начинать эксперименты с ними с полугода, посадив малыша к себе на колени и расстелив большой лист бумаги. Нужно помочь ему понять, что следы на бумаге – это результат его действий.

Уголь, сангина, пастель. Это материалы для рисования в виде толстого карандаша без оправы, дети могу держать их так, как удобно, а не «как правильно». Таким образом, они сами опытным путем понимают, как получается толстая и тонкая линия, «жирная» или полупрозрачная, отрывистая или сплошная. Полезный опыт! Для таких материалов хорошо выбирать тонированную бумагу для пастели, на ней рисунки смотрятся интереснее.

Кстати! Не забудьте рассказать малышу, что уголь – это самый первый из художественных материалов, который испробовал человек. Расскажите о наскальных рисунках, о сюжетах, которые изображали пещерные люди. Не правда ли, напоминают детские?

Гуашь. Это материал, который помогает многое понять о цвете. В палитре гуаши цвет насыщенный, густой, плотный. Поговорите о цветах: желтый – это солнце, сердцевинка ромашки, осенний лист; синий – небо, река; зеленый – трава, кузнечик. А какие у цветов характеры? Серый – хмурый, красный – огненный, жаркий, белый – чистый, но очень легко пачкается. Попробуйте смешивать цвета, посмотрите, какое настроение переносит каждый цвет на бумагу, какое чувство или эмоцию он вызывает.

Что мы советуем попробовать с ребенком 4–5 лет

Акварель. Основное качество акварели – прозрачность и мягкость красочного слоя. Но определить, какие цвета перед нами, глядя на коробочку, не всегда возможно: черные, синие, темно-красные и коричневые выглядят одинаково – темными пятнами без каких-либо существенных цветовых различий, это тоже очень интересно! Можно слегка смочить лист плотной бумаги водой и узнавать цвет опытным путем, пробуя каждый цвет на белом листе. Пусть начало работы с этой краской будет именно таким – знакомством с палитрой.

Цветная тушь. Ее используют при рисовании пером или кистью на различных поверхностях: бумаге, картоне, холсте. Благодаря своей структуре тушь хорошо ложится на любой вид бумаги. Расскажите ребенку, что изначально для работы тушью использовали перья, а саму ее (черный цвет) изготавливали из сажи печных труб. Чаще всего брали утиные перья, а для более тонкой линии – вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов. Но можно работать и кисточкой. Интересное и увлекательное упражнение с тушью: можно нарисовать любые фигуры (или просто линии, которые пересекают друг друга) на листе бумаги восковым мелком, а потом заполнять пространство между ними тушью: линии воскового мелка послужат контуром, не давая разным цветам туши смешиваться.

Рисуйте и играйте вместе с ребенком

На что это похоже? Даже когда на листе бумаги получается нечто странное, в это можно поиграть: «Смотри, похоже на паука! Давай подрисуем ему глаза и еще несколько лапок! Так, теперь осталось изобразить паутину».

Отпечатки. Нанесите на половину листа бумаги пятна краски гуашью, стараясь не смешивать их, а затем сложите лист пополам. Разверните и посмотрите, что получилось! Бабочка, узор или крона осеннего дерева – варианты, которые получаются как бы случайно, бывают самые разнообразные и вызывают восхищение! Их можно дорисовать, чтобы получилась законченная работа.

Завершайте начатое. Внимания малыша не хватает надолго, поэтому рисунки часто остаются незавершенными. Возвращайтесь к ним спустя время, мотивируя ребенка тем, что интересно было бы посмотреть, как будет выглядеть его работа, если дорисовать поле, раскрасить автомобиль или представить, что собирается дождь и на небо набежали тучи...

Рисуйте в ванной. Порисовать пальчиковыми красками можно в ванной прямо на кафеле. Вот уж где можно безопасно и от души насладиться размазыванием и хлопаньем цветными ладошками по стене. Кстати, пальчиковые краски можно сделать самостоятельно, ведь они довольно быстро расходуются: для этого 0,5 кг муки смешивают с 5 ст. л. соли, 2 ст. л. растительного масла и водой – до консистенции сметаны. Затем смесь разливают по пластиковым контейнерам и смешивают с пищевыми красителями разных цветов.

Приключения кляксы. Капните на светло-голубой лист бумаги капельку черной туши. Что на листе? Клякса! Возьмите трубочку от коктейля и подуйте на кляксу – она «побежит» в разные стороны. И вот на листе уже веточка дерева. Какое у нас время? Осень? Тогда берем кисточки и краски и рисуем желтые и красные листочки. Или даже штампуем их кусочками поролона. А если зима, то ветку «припорошит» белым снегом (ватная палочка + гуашь), и на нее может присесть снигирь с алой грудкой. Волшебные превращения кляксы, фантазия, движение, радость...

Непослушная линия. Предложите ребенку игру: все мелки в коробке перестали слушаться, каждый хочет действовать по-своему. Желтый – рисовать кружки, красный – изобразить зигзаг, черный – пунктир, голубой – пружинку. Заполните весь лист необычными линиями и посмотрите, что получится.

На чем мы можем рисовать?

Используйте старые обои, бумаги, распечатки с принтера, которые уже не нужны. Отдайте ребенку для расписывания и раскрашивания картонные коробки, которые потом пригодятся, к примеру, для хранения игрушек или художественных материалов. Можно рисовать на бутылках, на ткани, натянутой на пяльцах или на раму (а-ля техника батика).

Как использовать старые рисунки для новых работ и поделок?

Интересная тема! Незаконченных детских рисунков дома скапливается немало. Можно взять широкую кисть и закрасить цветом все белые места, подсушить и использовать эти цветные листы для оригами или аппликаций – такая цветная бумага гораздо интереснее обычной. Если нарезать цветные раскрашенные листы толстыми полосками, их можно использовать в качестве рамочек для новых работ. Рисунок «в раме» всегда выглядит интереснее!

Рисуйте то, о чем мечтаете!

Недаром говорят, что визуализация – это шаг к воплощению задуманного. Предложите ребенку нарисовать лучший момент радости, какой он только может себе вообразить: для себя, своей семьи или для друзей. Кстати, с такими рисунками прямо сейчас можно поучаствовать в интересной акции* «Маленькие идеи для моментов радости», которую проводит Kinder® Шоколад. Участие в акции и ожидание победы станут для юного художника дополнительной мотивацией, ведь Kinder® реализует идеи 3 победителей, а их фото попадут на упаковку Kinder® Шоколад!

Для участия в акции:

  1. Попросите вашего ребенка нарисовать лучший момент радости, какой только можно себе вообразить! Идея должна быть реалистичной, чтобы ее можно было воплотить в жизнь.
  2. Загрузите рисунок ребенка и чек(-и) с 3 продуктами Kinder® Шоколад на сайт.
  3. Рисунок появится в онлайн-галерее, и вы получите гарантированный приз.
  4. Приглашайте ваших родственников и друзей голосовать за вас и попадайте в топ-100.
  5. Жюри выберет 3 рисунка среди топ-100, авторы которых появятся на упаковке Kinder® Шоколад, а их идеи Kinder® воплотит в жизнь!

Как устроить интересную выставку?

Выставка – важный момент для каждого художника, даже маленького. Отберите вместе рисунки, которые вы хотите показать. Сделайте рамки к ним из бумаги. Чтобы зрителям (бабушки, дедушки, друзья) было интереснее их рассматривать, запишите за ребенком «историю» каждой работы (иногда эти подписи-истории – просто отдельное произведение!) и приклейте к раме. Найдите подходящую стену для экспозиции и задрапируйте любой тканью. Теперь работы можно разместить на ней, просто приколов иголочками.

Почему интересно рассматривать и не страшно копировать

Покажите ребенку работы знаменитых художников, которые смело обращались с красками – это могут быть импрессионисты, художники-передвижники и модернисты конца XIX – начала ХХ века (Константин Коровин, Игорь Грабарь, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жоан Миро, Пит Мондриан). Попробуйте порисовать в их манере или даже скопировать сюжет. У ребенка так или иначе получится самобытно и интересно, он получит от встречи с великими живописцами урок художественного раскрепощения. Кстати, после таких «встреч» с детьми интересно бывать на выставках и в музеях, они более внимательно относятся к тому, что хотел изобразить художник.

Совет: не старайтесь давать оценку тому, что получилось на рисунке ребенка, лучше обсуждайте содержание. Спрашивайте: с чего он начал, как он видит сюжет, попросите рассказать о существе или предмете, который он нарисовал. Вместо однозначного «молодец» скажите, что именно вам понравилось: «вот здесь интересные оттенки голубого», «а тут словно дорожка уходит вдаль», что вызвало любопытство.

* Организатор акции «Ферреро Руссия», ОГРН 1025005688113, адрес местонахождения: 601211 Владимирская область, Собинский район, с. Ворша. Общий срок проведения Акции, включая предоставление (вручение, отправку) призов Акции Призерам: с 15 часов 00 минут 00 сек «15» сентября 2020 года по 23 часа 59 минут 59 сек «31» июля 2021 года включительно. Полные правила акции ищите на www.kinder.com/ru

На правах рекламы