Иранское кино идёт в Россию: с чего начать просмотр? 10 вдохновляющих фильмов

На прошлой неделе глава культурного представительства при посольстве Ирана Масуд Ахвадванд заявил, что в ближайшее время на российских телеканалах начнут показывать фильмы и сериалы иранского производства. Для нашей страны эта часть кинорынка – явление достаточно новое, при том, что в мире иранский кинематограф признан одним из ключевых по способности делать вдохновляющий и самобытный продукт.
Иранское кино идёт в Россию: с чего начать просмотр? 10 вдохновляющих фильмов
Фото: Legion-Media
Иранское кино не похоже ни на какое другое. В стране действует жёсткая цензура, правда, режиссёрам всё же удается обходить её, чтобы поднять болезненные для страны темы. В иранском кино вы не увидите спецэффектов, которыми изобилуют голливудские картины. В фильмах часто снимаются непрофессиональные актёры. Актрисы покрывают голову платком. В Иране запрещено снимать сцены насилия и обнажённые тела. Иранское кино – про другое, например, про душевность, о которой в мире коммерциализации несколько позабыли.
Содержание статьи

Мы ещё не знаем, с каких картин нашу страну начнут знакомить с иранским кинематографом, но предлагает вам посмотреть эти 10 кинофильмов разных лет, которые нам показались интересными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Персиполис», 2007 год, анимация

«Персиполис» — автобиографический комикс писательницы Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения. Он рассказывает историю Исламской революции глазами восьмилетней девочки, которая в мечтах представляет себя пророком, спасительницей человечества. С падением режима Шаха в Тегеране устанавливается власть исламистов. Жизнь девочки меняется. Теперь она вынуждена носить чадру, оставить изучение иностранных языков, появилось множество правил и ограничений, которые она не понимает и не может принять. В новом теократическом Иране Маржан, воспитанная в свободе, чувствует себя как птица с обрезанными крыльями.

Нажми и смотри

Несмотря на требование правительства Ирана запретить распространение фильма, «Персиполис» всё-таки показали – и даже в Тегеране, предварительно вырезав из картины шесть сцен. Номинация на «Оскар», приз Каннского фестиваля – если вы ещё не видели историю многострадального Ирана глазами остроумной Маржан, советуем вам это сделать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сезон носорогов», 2012 год, военная драма

Ещё одна картина, посвященная этому периоду. Действие фильма разворачивается в 1978 году, прямо перед началом Исламской революции. Поэт Сахели и его супруга Мина (Моника Белуччи) живут в любви и согласии. Но в Мину также влюблён водитель семьи. Во время государственного переворота в стране, он, воспользовавшись ситуацией, делает так, чтобы Сахели отправили в тюрьму. Мине сообщают, что её любимый погиб. Но через 30 лет живой Сахели снова оказывается на свободе. Теперь перед его глазами – новый Иран, незнакомый ему мир, где о Мине остались лишь воспоминания. Как ему жить дальше? Душераздирающая история любви длиною в жизнь продюсера Мартина Скорсезе.

Нажми и смотри

«Развод Надера и Симин», 2011 год, семейная драма

Это одна из самых громких кинокартин иранского производства «новой волны» и первый иранский фильм, получивший «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». К слову, у Асгара Фасхади, режиссёра картины, их уже два.

Нажми и смотри

В центре сюжета – супруги Надер и Симин. Они много лет прожили в браке, но столкнулись с неразрешимой проблемой. Решив уехать из Ирана с женой и дочкой, Надер в последний момент вдруг отказывается. Он не может оставить отца с болезнью Альцгеймера одного. Симин же намерена покинуть страну и надеется, что сможет забрать дочь с собой, но во время развода суд оставляет ребёнка отцу. Что выберет Симин – ребёнка или мечту о новой жизни? Драма, в которой сложно найти виновных, но каждый – жертва.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Велосипедист», 1989 год, драма

Фильм о непростой судьбе иммигрантов в Иране. В родном Афганистане Насим был знаменитым спортсменом-велосипедистом, но теперь даже не может заплатить за лечение жены, которая лежит в больнице. Насим вкалывает с утра до ночи, но заработать много всё равно не получается. Зная о бедственном положении семьи, друг Насима предлагает ему устроить представление – ездить по кругу на велосипеде целую неделю, не останавливаясь ни на минуту. А с желающих понаблюдать за «челленджем» — брать деньги за билет.

«Белый шарик», 1995 год, семейный фильм

Фильм Джафара Панахи – добрая и поучительная история о маленькой девочке по имени Рази, которая на Новруз (персидский новый год) выпросила у матери разрешения купить красивую рыбку. Получив деньги, Рези отправляется в магазин. Фильм превращается в своеобразное роуд-муви с препятствиями в виде не очень чистых на руку людей, которые, пытаясь воспользоваться наивностью девочки, хотят отнять у нее деньги. Главная героиня завораживает и подкупает своей искренностью с первых минут фильма. Но интересен и сам сюжет – особенно конец, благодаря которому реальная история чудом трансформируется в восточную сказку.

Нажми и смотри

Фильм получил многочисленные награды на международных кинофестивалях по всему миру, включая «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале 1995 года. Кинокартина включена в список 50 лучших семейных фильмов всех времен в списке Guardian, а также входит в число 50 фильмов, которые, по версии Британского института кино, должны посмотреть все дети до 14 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вкус вишни», 1997 год, философская притча

Господин Бадии решает уйти из жизни и занят поисками места и людей, готовых похоронить его, когда дело будет сделано. В поисках помощника он разъезжает на своем автомобиле по городу. Но желающих так и не находит: каждый норовит или найти причину для отказа, или пытается уговорить его отказаться от задуманного. Лишь один пожилой мужчина ради лечения своего больного ребенка соглашается исполнить просьбу незнакомого господина...

Нажми и смотри

Причин, по которым Бадии хочет покончить с собой, режиссёр не раскрывает и оставляет право разобраться в этом зрителю. История Бадии раскрывает сложные философские вопросы и внушает острое желание жить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«День, когда я стала женщиной», 2000 год, драма

Фильм рассказывает истории трёх женщин, связанных общей несвободой внутри нового теократического мира, наступившего в Иране после революции. Первая – «Хава» — повествует о девочке, которая, проснувшись в день своего 9-го дня рождения, узнаёт, что теперь она – женщина, которая не может больше играть с мальчиками, как прежде. Вторая новелла – «Аху» — рассказывает о молодой спортсменке, участвующей в велогонках вопреки угрозе наказания со стороны семьи и соседей. Муж, отец и брат Аху догоняют её на лошади и требуют, чтобы она снялась с гонок, — женщине в исламском Иране не положено таким заниматься. Третья новелла – «Хура» — о пожилой женщине, которой в наследство переходит немного денег. На них Хура хочет купить то, о чем всегда мечтала, но никогда не могла себе позволить...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Круг», 2000, драма

«Круг» не был допущен к прокату несмотря на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Режиссёр Джафар Панахи открыто рассказал о том, что следовало замалчивать, — о положении женщин в репрессивном обществе, где их жизнь ограничена целым рядом унизительных правил. Истории четырёх персидских женщин, каждая из которых становится жертвой дискриминации по половому признаку, пересекаются и сплетаются в один бесконечный круг неразрешимых проблем современного иранского общества.

«Такси», 2015 год, комедия

Ещё одна знаковая работа режиссёра Джафара Панахи. Фильм снят на два айфона и автомобильный видеорегистратор. Водитель жёлтого тегеранского такси – его сыграл сам Панахи – общается с пассажирами (ими стали как профессиональные актёры, так и просто знакомые и друзья создателя картины). Их беседы поднимают проблемы социальной структуры страны, правовой сферы, обычных бытовых ситуаций. Герои фильма открыто и не всегда тактично обсуждают «что наболело», вовлекая в разговор и зрителя.

Нажми и смотри

«История Элли», 2009 год, триллер

Один из самых знаменитых иранских фильмов с Голшифте Фарахани ( «1+1: Голливудская история») в главной роли. Герой картины – Ахмад – много лет не бывал на родине. Вернувшись, он с друзьями и их семьями решает провести выходные у моря. С собой они зовут учительницу из детского сада, в который ходят их дети, — Элли. Короткий отпуск омрачает трагедия: Элли таинственным образом исчезает...

Нажми и смотри