Учимся в путешествии: образовательные поездки для детей
Образовательные поездки в Европу неизменно пользуются популярностью у родителей и увлеченных своим делом педагогов. Несколько часов полета, и можно своими ногами пройти по дороге, построенной римскими легионерами в Италии или Турции, изучить устройство средневековых городов-крепостей, вышагивая по их мощеным улочкам где-нибудь в Германии, зарисовать в альбоме острые очертания готического собора во Франции, послушать, как звучит музыка Моцарта в городе его детства. Все это достаточные основания для родителей, чтобы найти возможность подросшему чаду отправиться к дальним берегам «за наукой».
Детей такие путешествия вдохновляют, дают стимулы учиться и узнавать новое, изучать языки и коммуницировать. Но как оценить качество такого тура? Попробуем подробнее разобраться на примере одного из успешных образовательных проектов, в котором нам удалось поучаствовать. Это «Неаполитанские каникулы. Историко-археологическая экспедиция», разработанная итальянским Везувианским Международным институтом археологических и гуманитарных исследований.
Урок истории на античной улице
Научная база
Везувианский институт располагается в итальянском городке Кастелламаре-ди-Стабиа. Это большой научный центр с кампусом, аудиториями, мастерскими, театральным залом, который при поддержке Фонда реставрации античных Стабий (RAS) занимается раскопками и развитием большого археологического парка. Одно из направлений его деятельности — работа со школьниками и студентами из разных стран, тематические курсы по археологии и истории. Идеальное расположение (28 км до Неаполя, 8 км до Помпей, 21 км до Геркуланума) позволяет увидеть античные города и виллы, подняться к кратеру Везувия, посетить музеи Неаполя и отправиться на живописное Амальфитанское побережье или Флегрейские поля. Ценно то, что по античным улицам ребят проведет практикующий археолог и его рассказ точно не будет скучным. Но в случае, когда речь идет о детях и подростках, важно не только ЧТО, но и КАК они смогут увидеть, изучить, открыть.
Мастер-классы
Дети любят «учиться руками». Деятельность — самый естественный для них способ познания. Если образовательное путешествие предусматривает такую возможность, это огромный плюс. Понять, как работают профессиональные археологи, можно прямо во дворе Везувианского института. Небольшой участок внутреннего двора засыпан вулканическим песком. Паоло Гарделли, доктор археологии, ведущий специалист Института, приглашает школьников «на раскопки», раздает лопаты и совки, распределяет участки. Начали! Не проходит и получаса, как самые быстрые работники находят каменную кладку под слоем песка. «Работаем осторожно!» — Паоло начинает принимать от 12−15-летних археологов первые находки. «У меня амфора! Черепок! Чаша!» — даже понимая, что это некая игра, ребята готовы играть всерьез. Еще полчаса — и становятся видны очертания дома. С помощью Паоло, который накануне уже провел экскурсию по настоящей античной вилле, ребята стараются определить назначение помещения: вот атриум (парадная часть дома), а вот ларариум (светилище, алтарь), таблиниум (кабинет), кулина (кухня).
Современному подростку трудно представить себя жителем античного города... Но лекция «Один день из жизни древнего римлянина», часть которой — мастер-класс по античной моде с демонстрацией одежды времен Плиниев, делает невозможное: выпрямляются спины мальчиков, складки тоги струятся волнами, концы тонкого палантина обвивают руки девочек — и они уже полны грации: достойные и свободные жители полиса позируют друг другу перед объективами фотоаппаратов. Чуть позже, на экскурсии по величественным Помпеям, они поймут, что даже до нашей эры здесь существовал фастфуд (около 200 заведений по подсчетам археологов), люди выражали свои мысли с помощью граффити (множество сохранившихся надписей), умело использовали рекламу, ярко декорировали жилища и не отказывали себе в комфорте (теплые полы в термах!). Вслед за такими открытиями следует множество более серьезных: то, что дети читали в учебниках по античной истории, разворачивается перед их глазами и продолжает жить сейчас: можно зайти в театр, посидеть на трибуне амфитеатра, спрятаться от солнца под колоннами палестры, как это делали когда-то гладиаторы...
Мастер-класс по керамике с Паоло Гарделли и Людмилой Ласий, руководителем международного отдела Института.
Коллекция впечатлений
В путешествии нет разделения на учебные дисциплины. Чем богаче и разнообразнее будут впечатления, тем лучше. Везувий — рядом, и возможность подняться к его кратеру восхитит любого ребенка. Сколько вопросов сыплется Паоло! «А почему кратер и сейчас дымится? Почему не убежали жители Помпей?» И вопросов на английском языке! Кто-то из ребят впервые начал использовать изучаемый язык, и это прекрасный стимул, чтобы стараться говорить лучше и понимать больше. Так здорово, когда можно поговорить с продавцом на знаменитой пешеходной улице Неаполя Сан-Грегорио Армено, где в десятках маленьких лавочек продают изумительные миниатюрные игрушки. Поблагодарить пиццайоло за вкуснейшую «Маргариту» на тончайшем тесте...
В путешествии, как бусины на нить, нанизываются впечатления, факты, образы, вкусы, эмоции. Ребенок привозит домой эту драгоценность, чтобы иметь возможность снова и снова любоваться ею, показывать и бережно хранить. Но учебное путешествие — это еще и работа. Предварительная и последующая. Путевой дневник, презентация в школе или фотоальбом с подробными подписями — это то, что важно сделать. Даже если «это нам не задавали» по географии, истории или английскому!
Алла Степаненко Представитель Международного Везувианского института (Internazionale Vesuvian Institute) в России, составитель и координатор образовательных программ
На какую аудиторию рассчитаны программы Института? К нам приезжают школьники с 5-го по 11-й класс, ученики гуманитарных гимназий, частных и общеобразовательных школ, художественных и даже физико-математических. Студенты гуманитарных вузов, будущие историки и археологи. Есть базовая программа, на основе которой формируется индивидуальная — с учетом возраста детей, их интересов, а также задач, которые ставят перед учениками их преподаватели.
Что входит в базовую программу? Уроки по истории древнего мира с археологом Паоло Гарделли. После занятий — знакомство с историей на местности, выезд на экскурсии в Помпеи, на виллы Стабий, Геркуланум, в археологический музей Неаполя. Пеший подъем к кратеру Везувия. И три мастер-класса — по древнеримской керамике, археологическим раскопкам и античной моде. Завершается программа защитой детьми своих проектных работ в присутствии научных сотрудников Института. По результатам ребята получают Сертификат международного образца о прохождении курса (Институт аккредитован при Министерстве образования стран-членов ЕС).
Как можно расширить рамки базовой программы? Зависит от специализации группы. Это могут быть пленэры для юных художников на древних виллах, в живописных городках Амальфитанского побережья. Программа «По местам русских художников на юге Италии», мастер-класс по античной фреске. Для музыкантов есть занятие по археомузыке, на котором ребята могут своими руками сделать инструмент — многоствольную флейту Пана. Маршрут «По местам русской эмиграции» заинтересует филологов — он включает Неаполь, Соренто, остров Капри. Для юных историков возможна морская прогулка вдоль побережья, во время которой — с текстами древнеримского историка Плиния-старшего в руках — они проследят хронологию описанного им извержения Везувия в 79 г. н. э. Театральные постановки, тематические экскурсии в музеях — все возможно.
Какова продолжительность учебных поездок? Осенью и весной (во время школьных каникул) — 7−8 дней. Летом — 2−3 недели, ведь кроме учебы летом важно еще и отдохнуть на море!
Сколько времени занимает организация поездки? Лучше всего начинать подготовку за полгода до предполагаемого путешествия, если речь идет о весенних и осенних каникулах. Летние поездки будущего сезона я рекомендую планировать уже в сентябре.
По каким признакам родители могут оценить качество образовательного тура? Внимательно изучите программу поездки на ее соответствие обозначенной теме и возрасту детей. Если это действительно тематическая учебная поездка для школьников, то все дни будут расписаны с утра и до вечера и все занятия в течение дня будут соответствовать возрастным возможностям детей. Чтобы детям было интересно, занятия не должны быть однообразными. Оптимальный распорядок дня — это совмещение активных занятий на свежем воздухе с теоретическими и прикладными в аудиториях. Обращайте внимание на предлагаемый режим питания. В профессионально спланированной детской поездке всегда будет предусмотрено 3-разовое питание. Большинство компаний предлагают детские туры только на базе завтраков. Поездки получаются дешевыми, но дети питаются всю неделю местным фаст-фудом за свой счет. Компания, которая планирует детский тур добросовестно, всегда будет включать в стоимость поездки полноценный рацион питания.
В каком возрасте можно отпускать детей в учебные поездки? 11−12 лет — это тот возраст, когда детям уже можно предлагать образовательные программы. Дети, как правило, уже имеют навыки общения на иностранном языке, могут позаботиться о себе в бытовом плане, осознают необходимость проснуться вовремя, одеться «по погоде», не забыть взять с собой воду, фотоаппарат, рюкзак
В чем преимущества поездки с учебной группой по сравнению с семейным путешествием? Для детей это прежде всего поездка в коллективе сверстников. Программа спланирована под определенный возраст, интересы детей, учебные цели. Ребятам интереснее делать что-то вместе: узнавать, разрабатывать проекты, рисовать, готовить блюда региональной кухни. В путешествии с семьей все иначе, нужно учитывать интересы и взрослых и совсем маленьких. Для примера: не всякому родителю захочется карабкаться на Везувий, тогда как каждый подросток испытывает небывалый подъем сил и эмоций, преодолевая этот путь! Дети могут провести 3 часа на мастер-классе по изготовлению глиняной амфоры, взрослые — вряд ли. Кроме того мастер-классы, которые мы непременной планируем, выгоднее при участии группы. Для семьи это оказаться дорогим и «лишним» развлечением.
Могут ли родители принимать участие в поездках для школьников?В основном в них участвуют организованные школьные группы — дети и учителя. Несколько раз мы принимали и детей с родителями. Если есть инициативные родители, которые могут собрать семейную группу, то почему бы и нет? Можно сделать под смешанную группу специальную программу, чтобы интересно было всем!