Как Иосиф Сталин поднимал тост за Аркадия Райкина, а Хрущёв обнимал Генсека

Народный артист СССР стал популярным ещё до Великой Отечественной, и однажды ночью его вызвали на концерт к юбилею главы государства.
Как Иосиф Сталин поднимал тост за Аркадия Райкина, а Хрущёв обнимал Генсека

Имя Аркадия Райкина знакомо, без преувеличения, каждому, кто застал СССР. Один из самых ярких артистов страны был одним из создателей современного русскоязычного стендапа. Театр миниатюр, которым Райкин руководил почти полвека, носит сейчас его имя. В 1939 году Аркадий создал танцевально-мимические музыкальные номера «Мишка» и «Чаплин», с которыми стал в ноябре того же года Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вскоре после обретения первой громкой славы Райкин неожиданно для себя попал на юбилей к Иосифу Сталину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Накануне 21 декабря артиста вызвали в Большой театр и сообщили, что он должен участвовать в концерте к 60-летию Сталина. После двух репетиций артистам объявили в день юбилея, что выступления не будет – именинник не захотел присутствовать. Райкин поехал на концерты в Доме актера и Доме архитектора, вернувшись домой после полуночи. Артист узнал, что его искали по всей Москве, поскольку концерт перед Сталиным всё же состоялся в Георгиевском зале Кремля. Аркадию поручили связаться с дежурным Комитета по делам искусств, и тот сообщил, что концерт окончен и можно ложиться спать.

Аркадий Райкин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В пять часов утра Аркадия разбудил телефонный звонок. Артист услышал приказ: «Быстро одевайтесь. Едем в Кремль», оделся, вышел и буквально через две минуты его доставили на автомобиле в Кремль. В центре Георгиевского зала стояли столы, за которыми сидели 60 человек – по числу лет Сталина. Райкин узнал, что его вызвали на второй, уже не запланированный концерт, поскольку первый давно завершился, а гости не разошлись. Аркадию поручили выступать не на эстраде в конце зала, а в двух-трёх метрах от центрального стола, где сидел Сталин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Райкин начал читать миниатюру «Мишка»: «Быстрое изменение внешности, и появляется первый персонаж – докладчик, пользующийся набившими оскомину штампами. Сталин, по-видимому, решил, что на этом мое выступление закончилось. Он наливает в фужер вина, выходит из-за стола, делает два шага в мою сторону и подает мне фужер. Пригубив, я ставлю бокал и продолжаю номер. В моем "человеке с авоськой" присутствующие усматривают сходство с Дмитрием Мануильским. Это вызвало оживление. Сталин у кого-то спрашивает, что это у моего персонажа за сетка: ему объясняют – для продуктов», — рассказывал Аркадий Райкин в книге «Без грима».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аркадий Райкин

После окончания номера Сталин усадил 28-летнего Райкина перед собой. Около трёх часов, до восьми утра, артист сидел напротив главы СССР. По одну сторону от Сталина сидел Молотов, по другую – Микоян и Каганович. Аркадий вспомнил, что в какой-то момент Сталин вынул из кармана стальные часы, давай понять, что пора завершать вечер, но Микоян ответил ему: «Сегодня ты не имеешь никакого права. Мы празднуем здесь твой день рождения, мы решаем». Ворошилов произнёс тост за великого Сталина, на что виновник торжества не отреагировал. Следующий тост глава СССР произнёс в адрес Аркадия Райкина: «За талантливых артистов, вот вроде вас!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед завершением торжества Аркадий Райкин увидел рядом с Иосифом Сталиным Никиту Хрущева. Выходя из зала, Хрущев обнимал Сталина за талию. Артист отмечал, что увиденное не произвело на него сильного впечатления – страха или восторга перед Генералиссимусом он не испытал. «Позднее я несколько раз видел Сталина в ложе на правительственных концертах, где мне доводилось участвовать. Однажды меня привезли к нему на дачу для выступления. Он ждал гостей. Был в том же костюме, что и на дне рождения, – китель, сапожки, галифе. Я читал басенки в прозе, показывал финского генерала "Около-Куоколо", заводил патефон и разговаривал с ним», — вспоминал Райкин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аркадий Райкин

Фото: Persona Stars; Legion-media; kino-teatr; соцсети