Русская душа ансамбля «Берёзка»: мифы и правда о «плывущем шаге» и других загадках

Почему «Берёзка» стала такой популярной во всём мире и как Надежде Надеждиной и Миле Кольцовой удалось этого добиться.
Русская душа ансамбля «Берёзка»: мифы и правда о «плывущем шаге» и других загадках
РИА Новости
Ансамбль «Берёзка» стал первым советским шоу, которое потрясло и очаровало весь мир. Девушки переступали в танце так плавно, что, казалось, хоровод вовсе не движется, — вращается сцена. Как им это удавалось?
Содержание статьи

Танцы в Большом театре и на фронте

«Мамой» ансамбля стала Надежда Надеждина — она была ученицей самой Агриппины Вагановой, русской балерины, именем которой названа балетная академия. Благодаря своему уникальному таланту Надеждина уже в 17 лет была принята в труппу Большого театра. А в 23 года она уже самостоятельно ставила хореографические номера. Вскоре началась Великая Отечественная, и Надежда ездила с творческими бригадами на фронт — радовать наших защитников, поднимать их боевой дух и вдохновлять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из колхоза — на сцену

А в 1948 году состоялось первое выступление «Берёзки». Надеждина привезла в Москву из глубинки — города Калинина (Тверь) — 16 девушек-колхозниц. Они участвовали в самодеятельном танцевальном коллективе и хотели показать своё искусство на сцене театра «Эрмитаж». В тот день там собрались все звёзды советской культуры, — Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Мария Миронова, Александр Менакер... Но и юные дебютантки на ударили в грязь лицом: их выступление привело зрителей в восторг.

Уникальный «плывущий шаг»

И не только простых зрителей. Грацию и плавность движений девушек по достоинству оценили в Министерстве культуры. Надеждиной дали поручение: разработать программу для выступлений за границей, — чтобы представлять страну на международном уровне. Артистка подошла к делу максимально ответственно: продумала образ русских красавиц на сцене вплоть до мелочей, начиная от деталей народных костюмов и заканчивая финальным поклоном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особое внимание Надеждина уделяла плавности движений своих «берёзок». Руки напоминали плавные взмахи птичьих крыльев, ноги, скрытые длинными сарафанами, переступали абсолютно незаметно, — так, что со стороны казалось, будто артистки «плывут» по сцене. Зрелище получалось завораживающим: многие зрители считали, что на самом деле движется сцена, а танцовщицы остаются на месте. Иначе почему нельзя уловить, как они «плывут» в хороводе? На самом деле это и был главный секрет «Берёзки»...

Картинка из детства

Говорят, Надеждина увидела своё будущее детище на случайной литографии, когда была ребёнком: открытка изображала девушек в народных сарафанах, в руках они держали зелёные веточки. Яркая картинка врезалась в память Надежде, и потом, размышляя над тем, каким должен быть русский хореографический ансамбль, она решила сделать его вот таким: с нежными девушками, олицетворяющими неброскую русскую природу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мира Кольцова
Мира Кольцова
РИА Новости

Балалайки, медведи и пляски в сарафанах

А чтобы сделать шоу интересным и более зрелищным, решено было добавить в него балалаечников и переодетых в медведей юношей-артистов. Вместе с русскими красавицами в сарафанах и с длинными косами получилось просто восхитительно! Зарубежные зрители не могли отвести взгляда от сцены — эти плясуньи будто околдовали весь мир, от Америки до Японии. А вообще «Берёзка» покорила более 80 стран, — и в каждой поездке ансамбль обязательно сопровождал сотрудник КГБ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под звуки выстрелов

Сегодня трудно себе представить, что значили в 1957 году для простых калининских девушек гастроли, например, в Париже. Всё равно, что на Марс слетать! Не всегда, впрочем, поездки получались приятными. В 1973-м «Берёзка» выступала в Чили. И надо же было так случиться, что они оказались там аккурат во время государственного переворота! На улицах Сантьяго звучали выстрелы, а наши девушки в ужасе прижимались друг к дружке в номерах отеля, забаррикадировав двери.

От агрессии — к восхищению

В Греции такой опасности уже не было, зато стояла 40-градусная жара, — а артисткам приходилось танцевать «Масленицу» в тёплых тулупах, валенках и шапках. Потом была Австралия — там «Берёзку» встретили самодельными «бомбочками» и агрессивными выкриками «Долой русских!» Но вечером эти же люди с восторгом аплодировали нашим танцовщицам — стоя, со слезами на глазах. За эту удивительную способность сближать людей разных стран Надежда Надеждина получила медаль Мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мира Кольцова

А в 1979 году Надеждиной не стало. Управление коллективом перешло к Мире Кольцовой, — она была одной из ведущих артисток и «правой рукой» Надеждиной. И триумфальное шествие ансамбля по миру не прекратилось, — оно продолжалось, несмотря на множество трудностей и препятствий.

«Никаких детей!»

Надо сказать, отбор в «Берёзку» был крайне жёстким. Оценивались не только хореографические способности девушек, но и рост, внешность, обаяние, улыбка... Отрабатывался буквально каждый взгляд, каждый поворот головы. Репетиции длились целыми днями, танцовщицы сидели на строгой диете, у них не оставалось ни времени, ни сил на личную жизнь.

Надеждина резко пресекала любые попытки участниц коллектива устроить своё семейное счастье. Для неё «Берёзка» была и работой, и семьёй, и она требовала того же от своих подопечных. Рожать детей было не то чтобы запрещено, но крайне нежелательно: всякий раз, как только очередная девушка собиралась уходить в декрет, возникал скандал. Многие из-за этого вынуждены были прерывать беременность...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Редко видела сына

Мира Кольцова, несмотря на эти сложности, всё же родила сына. Но воспитывать мальчика пришлось её маме, — сама Мира уже через месяц после родов заняла своё место на сцене. Всю жизнь Мира Михайловна жалела о том, что не уделяла сыну достаточно внимания, редко его видела. И всё же, несмотря на строгость Надеждиной, большинство артисток были благодарны ей: «Берёзка» принесла им успех, радость творчества и стала хорошей школой жизни.

Сдержанность и недосказанность

В чём же состоит феномен «Берёзки», почему он стал уникальным ансамблем и завоевал любовь зрителей во всём мире? Как говорила Мира Кольцова, секрет популярности коллектива — максимум впечатлений при минимуме жестов. Таков стиль «Берёзки»: сдержанность, отточенность, недосказанность и тайна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А главной тайной, конечно, всегда оставался уникальный «плывущий» шаг артисток. Как им это удаётся? Секрет тщательно оберегается все эти годы, в него посвящены даже не все танцовщицы: только спустя несколько лет работы в коллективе им открывают тонкости плавного движения. Так не умеет больше никто во всём мире — только наши девушки в русских кокошниках.