Режиссёр Станислав Ростоцкий, снимая фильм «А зори здесь тихие...», намеренно уговорил актрис на две откровенные сцены. Строгая комиссия сначала хотела убрать обе. Но Ростоцкий убедил оставить хотя бы одну — сцену, в которой девушки снимают с себя гимнастёрки в бане и моются. Это выглядит щемяще-трогательно и подчёркивает красоту женского тела, которое создано для любви, для материнства, а не для пуль и снарядов.
Как Гайдай и другие режиссёры отстаивали эротику в советских фильмах

«А зори здесь тихие...»

Цензоры, подумав, согласились. Как согласились, после долгих уговоров, и девушки-актрисы. А вот ещё один эпизод, в котором весь женский взвод загорает на брезенте в обнажённом виде, пришлось убрать: чиновники сочли, что это уже слишком.
«Экипаж»

Сегодня фильм «Экипаж» выглядит абсолютно безобидным и невинным с точки зрения эротики. Но в то время во время съёмок первого советского фильма-катастрофы разразился скандал на самом высоком уровне.
Дирекция «Мосфильма», узнав от лаборанток, проявлявших плёнку, о сцене с обнажённой Александрой Яковлевой, пришла в ужас. Почти всё отснятое было уничтожено. В результате любовные игры стюардессы и пилота зритель может наблюдать в сильно усечённом виде. Обнажённая фигура Яковлевой смутно просматривается сквозь аквариум, и лишь на пару секунд в кадре появляется её грудь.
Что касается Леонида Филатова, то он, по рассказам Александра Митты, наотрез отказался раздеваться, поэтому зрители видят его укрытым до пояса одеялом. Несмотря на это, фильм вышел с маркировкой — «Детям до 16 просмотр запрещён». И даже в таком урезанном виде любовная сцена двух молодых красивых людей возмутила общественность: на «Мосфильм» посыпались гневные письма, осуждающие «разврат».
«Бриллиантовая рука»

Казалось бы, уж в этой любимой всеми комедии Леонида Гайдая всё совершенно невинно, его смотрят даже дошкольники — и хохочут вместе с родителями. А вот и нет. «Разврат» чиновники увидели в эпизоде, где героиня Светланы Светличной раздевается в гостиничном номере до купальника, а потом, повернувшись спиной к камере, расстёгивает бюстгальтер. Этого было достаточно, чтобы у Гайдая потребовали: убрать!
Хорошо, что предусмотрительный режиссёр, предвидя такое развитие событий, заранее сделал «ход конём»: в качестве финала поставил кадры ядерного взрыва. Цензоров он возмутил больше всего, вообще же они выдвинули несколько десятков претензий режиссёру.
И тогда хитрый Гайдай упёрся: ядерный взрыв оставляем, лучше уж я пожертвую эротическим танцем Светличной! И спокойно дал себя уговорить — перепуганные чиновники уже были согласны оставить что угодно, лишь бы убрать взрыв.
«Табор уходит в небо»

Романтическая история цыганки Рады и отчаянного конокрада Зобара покорила зрителей какой-то необыкновенной красотой в каждом кадре, завораживающими сценами таборной жизни, нежной музыкой.
В одном из эпизодов Светлана Тома в образе Рады выходит из реки обнажённой до пояса, улыбается и отжимает мокрые волосы. Комиссия хотела убрать эту сцену. Но тут на руку Эмилю Лотяну сыграла его репутация упрямого и вспыльчивого режиссёра: он пригрозил, что, если к картине прикоснутся ножницы монтажёра, он не приедет на премьеру.
Это был бы скандал. Цензура «Госкино» уступила. Так зрители получили возможность любоваться прекрасной цыганкой Радой.
«Маленькая Вера»

Этот фильм вышел в 1988 году, на излёте СССР, и стал настоящей «бомбой». Мало того, что герои и героини весь фильм пьют, курят, ругаются, приходят на дискотеку в мини-юбках, так они ещё и позволяют себе вступать в половые отношения! Прямо перед камерой! Прямо голыми!
Такое кино могло появиться только в то время — неустойчивое и странное. Вчерашние запреты остались позади, у людей кружилась голова от рухнувшей на них свободы и вседозволенности. На волне перестройки и гласности решено было оставить в фильме всё, как есть.
Этому помог директор киностудии Александр Хмелик — отец Марии Хмелик, написавшей сценарий. А ещё за фильм заступился Евгений Габрилович — уважаемый кинодраматург. Он убедил комиссию в том, что режиссёр Василий Пичул показал жизнь современной молодёжи, как она есть: правдиво, ничего не приукрашивая. Как раз в тот момент строгие идеологические ограничения в искусстве теряли свои позиции, в моду входили смелость и откровенность.
Правда, наказание за «излишнюю» смелость всё же последовали: во-первых, Пичула оштрафовали за перерасход казённой плёнки (он снял две серии вместо разрешённой одной), во-вторых, съёмочную группу лишили зарплаты и гонораров за вторую серию. Она же не была включена в смету!