Как Алексей Пажитнов придумал игру «Тетрис» и отдал права на неё

Этот человек создал одну из первых и одну из самых популярных компьютерных игр, которая на данный момент заработала полтора миллиарда долларов США. Самое интересное, что львиная доля доходов за эту игру досталась не её создателю. Сегодня мы расскажем об Алексее Пажитнове, советском и российском программисте, геймдизайнере, создателе популярнейшей игры «Тетрис».
Как Алексей Пажитнов придумал игру «Тетрис» и отдал права на неё
East News
Компьютерную игру «Тетрис» создал советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году. Это была просто игрушка, предназначенная для отдыха и перезагрузки мозга. Кто бы мог тогда подумать, что она заработает полтора миллиарда долларов?
Содержание статьи

Авиационный институт и МГУ

Алексей родился 16 апреля 1955 года в Москве, его отец, Леонид Пажитнов, был литературоведом и философом, дед по отцовской линии — актёром. У Пажитнова-младшего с детства проявились способности к математике, поэтому учился он в математической школе № 91, как раз в это время здесь работал один из создателей системы матклассов Владимир Сапожников. После школы Пажитнов поступил в Московский авиационный институт, но после первого курса перевёлся на мехмат МГУ им. М. В. Ломоносова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как был создан «Тетрис»

После вуза Алексей пришёл в Вычислительный центр Академии наук СССР, где вначале работал экспертом-патентоведом, а позже начал заниматься проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Программист не раз вспоминал, что тогда в одной комнате с пятью рабочими местами работали по 15 программистов. Поэтому Алексей частенько оставался до полуночи, дожидаясь, когда коллеги разойдутся по домам, чтобы получить место возле компьютера. А иной раз и оставался ночевать.

Чтобы отдохнуть и перезагрузить мозг, а также обкатать возникшие идеи, программист начал экспериментировать с созданием компьютерных головоломок. На создание «Тетриса» Алексея вдохновила одна настольная игра — пентамино. Он решил попробовать создать компьютерный аналог этой игры. Первоначальный вариант «Тетриса» Пажитнов создал для компьютера «Электроника 60» в 1984 году. Он взял за основу семь фигурок, которые стали позже стандартным набором Тетриса и за две недели запрограммировал костяк игры. Выглядел первый «Тетрис» примитивно, но зато в него можно было играть! Для того времени это был настоящий прорыв.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алексей Пажитнов
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как «Тетрис» стал цветным

В этой истории фигурирует ещё одна фигура. Программист Вадим Герасимов. И хотя он, фактически, не был создателем игры, он сделал очень многое для неё, переведя «Тетрис» в цветную версию. Ему было всего 16 лет, когда учитель информатики привёл его в Вычислительный центр Академии наук, чтобы парень мог потренироваться в программировании. Там талантливого молодого человека и заметили, пригласив поработать над «Тетрисом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже Алексей Пажитнов рассказал в интервью о Вадиме Герасимове: «Я дал ему дискету с кодом. И думал что он пропадёт месяца на 4. А потом придёт жаловаться, что игра не работает. Но он через 4 дня привёл меня за руку к ПК и показал работающую версию игры». Вадим Герасимов самостоятельно разобрался с операционной системой MS DOS и переписал игру для компьютера IBM. Кстати, Алексей Пажитнов называет Герасимова «абсолютным гением».

Почему Пажитнов отдал «Тетрис» Стейну

Популярность «Тетриса» постепенно нарастала, игра начала распространяться по Москве, а затем дальше по стране и всему миру. Спустя несколько месяцев в столицу приехал Роберт Стейн — венгерский импортёр программного обеспечения. Неизвестно почему, но Алексей Пажитнов отдал Стейну «Тетрис». А вот Стейн дарить полученную безвозмездно интеллектуальную собственность никому не стал. Он продал права на игру компании Mirrorsoft и её дочерней компании Spectrum HoloByte.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже Алексей Пажитнов говорил, что на самом деле никакого письменного согласия, а также договора или разрешения от его имени продавать права на игру Стейн не получал. Дальше история игры становится жутко запутанной, но не менее увлекательной, чем она сама.

Mirrorsoft и Spectrum HoloByte ( с чистой совестью, они же купили права у Стейна) выпускают свой вариант «Тетриса», с качественной графикой и звуком. А потом... продают права на игру другим компаниям на условиях сублицензирования. Тетрис продолжает продвигаться, уже независимо от своих создателей. Игра становится сенсацией. Западные журналисты начинают писать о первой игре из-за «железного занавеса» и находят её истинного создателя... Тем временем Стейн едет в Москву, чтобы купить прав у реальных создателей «Тетриса», но получает отказ... В общем, чем дальше, тем труднее было понять, кто же теперь, де-юре, имеет права на игру. Посмотрите на канале Ne PSD документальный фильм «Тетрис».

Нажми и смотри

«Тетрис» стоит 1,5 миллиарда долларов

В конце концов, после долгих пертурбаций, к началу 1989 года полудюжина разных компаний заявила о своих правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров и гаджетов. Конфликт интересов за права на издательство игры накалил ситуацию до такой степени, что в последний момент в него даже вмешался действуюший на тот момент глава СССР Михаил Горбачев!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что же получил тогда сам создатель игры? За первые 10 лет существования «Тетриса» Алексей Пажитнов не получил денег за игру. Лишь в 1996 году, когда истёк срок первоначальной лицензии, создатель игры начал получать первые, и достаточно скромные отчисления от продаж.

30 миллионов долларов — примерная сумма, которую Алексей мог бы заработать, не отдай он свои права на 10 лет Стейну. Суммарная же сумма которую принес Тетрис, и которую приводят издания, склоняется к 1,5 миллиардам долларов США. В данный момент брендом «Тетрис» владеют 50 на 50 Алексей Пажитнов и Хэнк Роджерс, голландский дизайнер видеоигр и предприниматель.

Алексей Пажитнов и его игра Тетрис
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему «Тетрис» так популярен

Алексей как-то сказал в интервью, что его волнует вопрос: что было бы с «Тетрисом» если бы он появился прямо сейчас, а не 30 лет назад? Влюбил бы он в себя всё то же количество людей? Или дело было в том, что в те времена попросту не было игр, способных потягаться с «Тетрисом»? Впрочем, «Тетрис» доказал, что время здесь ни при чём. Игра популярна по-прежнему. И сейчас это уже не просто игра, это соревновательный вид спорта, финалы которого собирают миллионы просмотров на ютубе.

Личная жизнь Алексея Пажитнова

Создатель «Тетриса» женат давно и прочно, у него с супругой, переводчицей с английского языка Ниной Пажитновой родились два сына, Пётр и Дмитрий. С 1991 года Пажитновы живут в США. Как говорил программист, он уехал в Америку по настоянию партнёра по бизнесу. Через 5 лет после переезда, в 1996 году, он пришёл в компанию «Майкрософт», где занимался разработкой головоломок Pandoras Box. В 2017 году младший сын Пажитнова, Дмитрий, погиб в горнолыжном происшествии на горе Рейнир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Человек мира»

Сейчас Алексей Пажитнов живёт в Сиэтле. При этом, создатель игры «Тетрис», проживший в Америке более 30 лет говорит, что не считает себя на сто процентов американцем или русским. Он где-то посредине: «Я хорошо себя чувствую на этой планете и думаю, что я — человек мира».

Алексей Пажитнов
Getty Images

Об этой истории снят фильм «Тетрис»

Два года назад стало известно о съёмках фильма «Тетрис», который посвящён биографии создателя игры и его современников. В центре сюжета — та самая история с приобретением прав на игру, которая закончилась победой Хэнка Роджерса. Алексея Пажитнова играет актёр Никита Ефремов. Ожидается, что фильм выйдет в конце 2022 года.