«Старык и Люсинда»: лучшая «Ханума» Людмила Макарова и «Ефим Закадрович» Копелян

Она была самой известной «Ханумой» Советского Союза: играла в этом спектакле блистательно. Коллеги и друзья запомнили её весёлой звонкоголосой оптимисткой. Когда Людмила Макарова умерла, все удивлялись: неужели ей было почти девяносто три? Все думали — лет семьдесят. Она навсегда осталась для тех, кто её знал и видел её игру на сцене, одной из самых красивых, весёлых и талантливых актрис Большого драматического театра. А вместе с Ефимом Копеляном они составляли ещё и самую счастливую пару, прожив вместе 34 года.
Ольга Моисеева
Ольга Моисеева
«Старык и Люсинда»: лучшая «Ханума» Людмила Макарова и «Ефим Закадрович» Копелян
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
Людмила Макарова умерла через 39 лет после него, 30 мая 2014 года.
Содержание

Стать балериной не позволила болезнь

В детстве Люда мечтала стать балериной — были все данные. Но скоро выяснилось, что балет не для неё: часто болели ноги, и врачи запретили чрезмерную нагрузку. Чтобы утешить горюющую девочку, мама записала её в драмкружок. Это оказалось спасением: Люда с головой погрузилась в самодеятельные постановки, её глаза снова светились радостью. Внимательные педагоги сразу поняли: у Людмилы — талант, и помогли ей попасть в студию при Ленинградском драматическом театре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Встреча в театре

Уже в 17 лет состоялся её дебют на сцене, а через три года окончившую студию актрису Макарову приняли в труппу Большого драматического театра. К тому времени девушка уже два года встречалась с Ефимом Копеляном. Он был старше, играл в театре уже больше десяти лет, у него за плечами был опыт семейной жизни, окончившийся разводом. Впервые увидев друг друга в коридоре БДТ, оба почувствовали укол в сердце. Ефим неосознанным привычным жестом подкрутил щегольские усы. Люде стало смешно — и она похожим движением подкрутила свой чёрный локон. Несколько фраз, лёгкий флирт, шутки — и вот они уже проводят вместе всё свободное время, часами гуляя по улицам любимого Ленинграда.

людмила макарова — «Старык и Люсинда»: лучшая «Ханума» Людмила Макарова и «Ефим Закадрович» Копелян
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С гастролей — воевать

Ефим Копелян долго ухаживал за своей насмешливой подругой. А когда, наконец, решился связать с ней свою судьбу, обошёлся без долгих слов и трогательных сцен: просто спросил Люду, есть у неё при себе паспорт? Нет? Значит, надо срочно за ним съездить! Недоумевающая девушка выполнила просьбу. Ефим ждал её возле ЗАГСа. Они стали мужем и женой и сразу после регистрации брака отправились на гастроли с театром. Заканчивался май 1941-го. Спустя месяц, когда артисты БДТ плыли на барже в Баку из Ашхабада, началась Великая Отечественная.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голод, письма, выступления на подводной лодке

Вернувшись в Ленинград, Людмила надолго попала в больницу — с брюшным тифом. Театр эвакуировался без неё. И без Копеляна. Ефим Захарович записался в народное ополчение. У него была возможность каждый день, хоть на полчаса, приходить к жене в больницу, приносить ей продукты из своего пайка. Ослабевшая, но выздоровевшая Люда покинула больничную палату только в сентябре, а вскоре Ленинград оказался в кольце блокады.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Макарову взяли на работу в Театр Балтийского флота. Где она только не побывала вместе с другими артистами! Они ездили во все воинские части, выступали перед бойцами, вдохновляя их перед отправкой на передовую. Людмила радовала своим талантом моряков на кораблях и даже спускалась вместе с ними в подводную лодку. Копелян в это время писал жене трогательные письма, полные любви и нежности. А когда появлялась возможность — спешил к своей Люде, чтобы принести солдатский паёк.

Позднее актриса вспоминала, каково им всем пришлось в то страшное время: идёшь в театр по промёрзшей улице, голодная, на дрожащих ногах, мимо трупов, рядом рушатся от снарядов дома, над головой — вражеские самолёты... Но погибать было нельзя: ведь они с Ефимом так любили жизнь и друг друга! Наверное, любовь и помогла им тогда выжить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Старык и Люсинда»

После Победы, казалось, в жизни будет только одно сплошное счастье: ведь самое страшное позади. Вернулся в Ленинград БДТ из эвакуации, вернулись в него Копелян и Макарова, — чтобы больше никогда не уходить из родного театра. Худрук БДТ Георгий Товстоногов всегда относился к этим двум своим артистам с особенной нежностью: понимал, что в его труппу попали настоящие бриллианты. Он прозвал их «Старик и Люсинда». Даже не так — «СтарЫк». Эти прозвища прижились, скоро их уже звали так и все остальные.

«Зажигалочка» Люсинда играла самые яркие характерные роли, среди которых особенно запомнилась всем колоритная Ханума. Здесь, на сцене, протекала её основная жизнь, была главная работа. Иногда Людмила снималась в кино: зрители наверняка помнят её Карамболину из фильма «Карамболина-карамболетта» и Атаманшу из «Тайны Снежной королевы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атаманша и закадровый голос «Семнадцати мгновений весны»

Копелян снимался чаще, а ещё активно озвучивал фильмы. Людмила Макарова всегда была уверена: половина успеха «Семнадцати мгновений весны» принадлежит по праву её мужу, ведь именно он был тем самым «закадровым голосом», проникновенным и искренним, проникающим в самую душу зрителя. Его скоро стали называть не Ефим Захарович, а «Ефим Закадрович». А жена звала его «Фимой» и повторяла: «Актриса должна влюбляться в партнёров!» Дразнила ревнивого супруга: на самом-то деле ей никто не был нужен, кроме него. И пусть он был совершенно «бесполезным» в хозяйстве, не мог даже гвоздя вбить, — она сама вбивала все гвозди. Всё равно — самый лучший.

людмила макарова
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Играла Хануму сразу после похорон мужа

В 1975 году Копелян умер. Ему было всего шестьдесят два — сердце не выдержало бешеной нагрузки, ведь он работал жадно, с горящими глазами, будто навёрстывая упущенное. Мог одновременно сниматься в двух-трёх фильмах и при этом ещё играть в театре. На его похороны собрался весь Ленинград. А уже через несколько дней Товстоногов попросил Людмилу Иосифовну выйти на сцену — на ту самую сцену, где недавно стоял гроб с телом её любимого.

Жизнь продолжалась, спектакли шли, нужно было работать... Перед началом весёлой «Ханумы» Макарова вышла к своим коллегам и попросила: «Играйте как обычно, не мучайте меня жалостливыми взглядами!» И сумела справиться со своим горем: исполнила свою роль, как всегда, блистательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Больше не вышла замуж

Но это были ещё не все испытания, которые приготовила для Макаровой судьба. Однажды случилась беда с её сыном. Кирилла Копеляна сильно избили на улице. Так сильно, что он стал инвалидом первой группы. Работать не мог, жены и детей у него не было... Людмила заботилась о сыне, понимая, что они остались вдвоём на целом свете. А в 2005-м Кирилла не стало. Ему не исполнилось тогда и пятидесяти семи лет. Сама актриса, всю жизнь страдавшая от заболевания ног, доставлявшего ей серьёзные мучения, в своём последнем спектакле играла на сцене в инвалидной коляске: ей пришлось пережить ампутацию ноги.

Людмиле было тяжело, но ещё тяжелее было оставаться дома — там её стразу обступали воспоминания, она доставала бережно хранящиеся письма и записки мужа и в тысячный раз перечитывала их, обливаясь слезами. «Люсинда» так и не вышла больше замуж — её «Старык» был и остался единственным, кто жил в её сердце. Она умерла через 39 лет после него, в 2014-м, на девяносто третьем году жизни.  А мы уже рассказывали о том, как сложилась судьба других звёзд «Семнадцати мгновений весны»: Екатерины Градовой и Леонида Броневого.