Две звезды: как подружились Пьер Карден и Майя Плисецкая

Балерина Майя Плисецкая – звезда в буквальном смысле этого слова. В 1994 году Институт теоретической астрономии АН СССР присвоил имя Плисецкой планете № 4626. Судьба не раз сводила её с мировыми знаменитостями, с кем-то она всю жизнь поддерживала связь. Но, наверное, самой трогательной можно назвать дружбу Майи Плисецкой с великим кутюрье Пьером Карденом.
Две звезды: как подружились Пьер Карден и Майя Плисецкая
Getty Images
Пьер Карден подарил балерине 100 нарядов и называл её своей музой.
Содержание статьи

Испанские страсти

Познакомила их в 1971 году на театральном фестивале во французском Авиньоне Екатерина Фурцева, которая тогда возглавляла министерство культуры СССР. Но еще до знакомства Пьер впервые увидел Майю на сцене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот что рассказал Карден о своем первом впечатлении о Плисецкой: «Она танцевала "Кармен-сюиту" на музыку Родиона Щедрина. Я с большим интересом отношусь к балету, можно сказать, даже неплохо разбираюсь в этом виде искусства и видел много известных танцоров. Майя же меня поразила своей искренностью, обнаженностью эмоций на сцене. На время выступления я даже забыл, что танцует русская балерина. В Плисецкой было столько темперамента, столько испанских страстей... Она полностью перевоплотилась на сцене, да так, что я с трудом узнал ее после спектакля. Если бы не мадам Фурцева, то я, наверное, и не подошел бы к ней».

Пьер Карден и Майя Плисецкая
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое платье

Прошло несколько месяцев. Майя снова оказалась во Франции, чтобы выступать на сцене Гранд-опера в Париже. Они с Карденом встретились в отеле, где она остановилась. В разговоре Майя спросила совета у кутюрье: после спектакля она приглашена на прием, но не знает, что ей надеть по такому случаю...

По словам Майи, «у Кардена в глазах включились батарейки». Мэтру захотелось, чтобы балерина была самой элегантной на этом вечере. При этом он прекрасно понимал, что в Советском союзе даже прима Большого театра не может себе позволить купить у француза достойное вечернее платье. Поэтому Пьер просто позвонил в свое ателье и через час портной Отелло приехал в отель с платьем для Плисецкой. Которое, отметьте отношение кутюрье к Майе, он «осмелился сам для нее выбрать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Майя Плисецкая
Getty Images

Сотни нарядов от Кардена

Так и началась их дружба, которая длилась почти 45 лет. Каждый раз, когда Плисецкая приезжала в Париж, Карден одевал ее в свои самые последние модели, более того, многие из этих образов создавались специально для Майи. Нужно было знать, насколько для балерины была важна работа над собственным имиджем, чтобы понимать: Пьер делал ее счастливой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По подсчетам самого кутюрье, у балерины собралось около сотни нарядов от Кардена. И это было, практически все, что она могла привезти из-за границы домой, потому что по возвращению на родину у нее отбирали все подарки, за исключением одежды.

Майя Плисецкая
Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Анна Каренина

Вскоре и сам Пьер Карден стал посещать Советский Союз. И почти каждый раз он виделся с Май­ей. Она познакомила дизайнера со своим мужем, композитором Родионом Щедриным. Семья часто приглашала Пьера в гости. Больше всего французу в их квартире запомнился большой рояль, который занимал половину столовой...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда же начались совместные проекты Кардена и Плисецкой. Кутюрье вспоминал, что пытаясь понять, какой костюм он должен создать для балета «Анна Каренина», вначале он слушал музыку, а потом смотрел, как Майя танцем и жестами показывала «свою Каренину». Это был настоящий прорыв. Карден создал десять платьев, в которых были сохранены исторические силуэты 19 века, но при этом, в них можно было летать по сцене, не боясь, что они порвутся.

Во время примерок Карден учитывал все детали: «Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть ваш более, чем собственная кожа».
Самое интересное, что в дирекции Большого театра в ответ на предложение Плисецкой и Кардена, сказали: «Это никуда не годится! Никто этого не поймёт! В Большом это не принято!». После долгих споров костюмы все же приняли. Возможно потому, что они не стоили театру ни копейки. Все их Пьер просто подарил Майе...

Майя Плисецкая
Getty Images

Безвозмездно и анонимно

После «Анны Карениной» Карден и Плисецкая совместно работали и над другими постановками, в том числе над «Дамой с собачкой», «Фантазией», по мотивам «Вешних вод» Тургенева и «Чайкой». Но все эти работы Кардена оставались безвозмездными для кутюрье. Помимо этого, Пьер работал на условиях анонимности: министерство культуры СССР запретило указывать на афишах фамилию иностранца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И только в 1998 году Майя Плисецкая нашла способ отблагодарить Пьера Кардена за его многолетнее творчество и устроила в Кремле постановку «Мода и танец». Это было их совместное представление на стыке балета и показа моды.

После того, как балерина начала работать в Германии и стала хорошо зарабатывать, она решила оплатить дизайнеру его наряды. Единственное, от чего категорически отказался модельер – платы за то самое первое платье.

Муза Кардена

Майя Плисецкая и Родион Щедрин были частыми гостями Пьера Кардена, каждый раз, когда они приезжали в Париж, они останавливались в резиденции кутюрье. Плисецкой очень нравились комнаты с мебелью, в которых когда-то жила актриса Сара Бернар.

Их дружба пережила даже смерть. Пьер Карден и после ухода Майи Плисецкой называл балерину своей музой...