РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем прославились женщины, которые носили мужскую одежду, игнорируя запреты

Женщина в мужской одежде очень долго могла быть наказана – или по строгости закона, или через самосуд. Однако век за веком находились бунтарки, появлявшиеся в мужских нарядах, пока обществу и моде не пришлось сдаться и не признать, что женская одежда может быть и такой.
Чем прославились женщины, которые носили мужскую одежду, игнорируя запреты
Getty Images

Штаны как удел королев и куртизанок

Удивительно или нет, но история женщин в мужской одежде – во времена, когда ещё какой-то крой, завязанный не на физиологии, признавали мужским или женским – вертится во многом вокруг Франции. Возможно, эта тенденция началась с Жанны д’Арк, французской героини XV века. Встав во главе французской армии, она получила специальное разрешение носить мужские одежды, пока «занимается мужским делом». Увы, в конечном итоге за ношение мужской одежды её и сожгли на костре – после того, как она на суде смогла отбить все иные обвинения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Неизвестный художник. «Заключение Жанны д'Арк под стражу». 1820-1830
Неизвестный художник. «Заключение Жанны д'Арк под стражу». 1820-1830

Одной из следующих дам, дерзнувших откровенно носить деталь мужского туалета – обувь на каблуках – была Екатерина Медичи, французская королева следующего века. Очень невысокая, она хотела выглядеть значительнее и на собственную свадьбу явилась в туфельках с дополнительной опорой под пяткой. Поскольку санкций не последовало, обувь с каблуком начала робко распространяться и среди дам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она же – но то было уже секретом – надевала панталончики под юбку на время поездок верхом. Вот это было уже близко к обвинению в использовании мужской одежды, но, по счастью, посторонние лица не имели ни права, ни возможности заглянуть королеве под юбку. В массовую моду женские панталоны как нижнее бельё вошли только в XIX веке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий, XVII век, был свободнее во нравах, чем предыдущий. Отдельные дамы дерзко носили мужские широкополые шляпы и даже баловались колониальными товарами – табаком и шоколадом, что считалось также прерогативой мужчин. Однако на полный мужской костюм осмеливались немногие. Как правило, это были путешественницы, и в мужское они одевались из соображений безопасности, представляясь также мужским именем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможны были и другие мотивы маскировки. Так, например, кардинала Ришельё в мужском посещала его любовница, Марион де Лорм. Все делали вид, что не узнают в нежном юноше первую красавицу Парижа, поскольку раздувать скандал было себе дороже.

В качестве исключения, не выдавая себя за юношей, в мужских костюмах появлялись отдельные венецианские куртизанки. Их коллеги злословили, что те, не имея женской красы, пытаются соблазнить клиентов, тяготеющих к мальчикам – или что они так непопулярны у клиентов, что не могут позволить себе более дорогие женские наряды. К ужасу Венеции, моду – как и предыдущие тренды куртизанок – перенимали и знатные дамы. Церкви и властям приходилось совмещать борьбу с «трансвестизмом» и усилия остаться в хороших отношениях со знатными семействами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот тренд нашёл своё отражение в фильме «Честная куртизанка», посвящённом судьбе знаменитой поэтессы Вероники Франко. Её действительно обвиняла в колдовском обольщении мужчин непосредственно инквизиция. Однако в фильме есть неточность: по сюжету, её находчиво защищает один из поклонников. На деле же Франко блестяще разбила обвинения, выступив с речью собственного сочинения. Зато в фильме хорошо видно, как именно носили мужское куртизанки: вроде бы и с юбкой, но подобрав её так, чтобы спереди были видны ноги в штанах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Беспокойная мадемуазель

Самой знаменитой из женщин, носивших мужскую одежду до эпохи напудренных париков, была французская актриса Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель де Мопен. Как считается, всё началось в её детстве, когда отец наряжал её мальчиком и учил фехтованию и верховой езде, чтобы она могла за себя постоять, когда его не станет рядом. Позже она стала актрисой, стала появляться в мужском сначала на сцене или на балах, а потом и просто в жизни. Она назначала дуэли мужчинам и выходила из них победительницей. Когда ей наскучивали любовники, она заводила любовниц. Многие шептались, что де Мопен, вероятно, гермафродит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Жюли д’Обиньи
Жюли д’Обиньи

Притом ничего мальчишеского в её облике, к удивлению тех, кто стремился посмотреть на эту удивительную особу, не было. Она всегда была невысокой и хрупкой девушкой. Несмотря на это, многие зрители, слушая пение де Мопен, были уверены, что перед ними актёр мужского пола – у её голоса был обширный диапазон, и она часто выбирала партии, для которых необходимо глубокое контральто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за своих связей с девушками и участия в дуэлях (которые были запрещены) де Мопен то и дело оказывалась в бегах. Интересно, что, когда её в девятнадцать лет судили за похищение девицы, судьи отказывались признавать Жюли женщиной и, хотя она не называла себя мужским именем, всё равно в бумагах записали её мужчиной. Грозила ей ни много, ни мало, а казнь на костре. Отец её добился королевского помилования просто чудом. За дуэли король миловал её без дополнительных хлопот – заявляя, что в законах говорится о мужчинах, а не о женщинах. Д’Обиньи его откровенно забавляла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известно, что однажды Жюли отказал в дуэли другой актёр, сочти ниже своего достоинства драться с женщиной. Тогда она просто побила его палкой и забрала несколько трофеев – они пригодились, когда актёр стал рассказывать, что на него напали разбойники. Никто не знает, как точно она прожила свои недолгие последние годы – д’Обиньи умерла в тридцать семь: одни говорят, что с давней возлюбленной, а другие – что с законным мужем. Но второе объясняло бы её короткую жизнь. Первые роды в то время были смертельной лотереей с не самым высоким шансом выигрыша.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Век карнавалов

В восемнадцатом веке знатные дамы всё чаще находили поводы показываться прилюдно в мужском костюме. Вполне возможно, что заложили тред либертинки – последовательницы идеологии, провозглашающей борьбу с ограничениями, мешающими жить полной жизнью. У каждого либертина был свой взгляд на то, какие именно ограничения стоит выбросить прочь – так, мужчины чаще концентрировались на всеобщей половой свободе, желательно выраженной в виде регулярного свального греха. Но приверженность к либертинству могла означать также просто атеизм, отказ от некоторых правил приличия – и мужскую одежду и занятия для дам.

Полное раздолье любительницам пощеголять в камзолах и кюлотах было на карнавалах – ведь каждый мог прийти в том костюме, который в голову придёт. Кроме, конечно, костюмов Адама и Евы. Кое-кто пошёл далее того, и русская императрица Елизавета Петровна полюбила проводить специальные балы-маскарады, куда дамы были обязаны являться в мужском, а кавалеры – в женском.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Екатерина»
Кадр из сериала «Екатерина»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правило, на таких балах уверенно чувствовали себя только молодые женщины. А с самыми кислыми лицами, по воспоминаниям очевидцев, стояли сановники, которые в силу возраста, рациона и количества волосяного покрова очень неловко чувствовали себя в корсетах и с открытыми плечами. Самой Елизавете Петровне мужской костюм очень шёл, и она бродила в нём по залу с удовольствием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надевали также дамы, несмотря на то, что церковь клеймила эту моду, мужскую одежду во время верховых прогулок. В таком виде запечатлены были на картинах российские императрицы Елизавета I и Екатерина II и французская королева Мария Антуанетта. Другие дамы были не так смелы, чтобы заказывать портреты в мужской одежде, но в свойской компании спокойно в ней разъезжали.

Тенденция ждать карнавала, чтобы надеть, наконец, брюки сохранилась и в XIX веке. Нравы, надо сказать, стали к тому времени строже: даже аристократкам теперь не позволялось при посторонних надеть штаны, вот почему карнавалы стали отдушиной. Невероятно популярным на балах стал костюм дебардёра, то есть портового рабочего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он состоял из коротких штанов, обтягивающих бёдра с ягодицами и открывающих обтянутые чулками лодыжки, широкого кушака, подчёркивающего талию, и округлой курточки. На голову часто вместо матросской круглой шапки дамы надевали старую моряцкую – фригийский колпак, или другие головные уборы.

Костюмы дебардёров распространились из Франции и стали объектом карикатур. Кроме того, дамы в этих костюмах так привлекали внимание мужчин, что многие куртизанки стали одеваться дебардёром и вне маскарадов. Многие карикатуры относительно женщин «в дебардёрах» (в штанах) на балах разрабатывали эротический фетиш доминирующей дамы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специальное разрешение

Во время Великой Французской революции женщины из числа революционерок боролись за гражданские права. Например, право развода и право политической жизни. Многие революционерки надевали мужские камзолы и куртки вкупе с мужскими головными уборами (тем же моряцким фригийским колпаком) и в таком виде являлись на общественные и политические собрания.

Хотя они (в большинстве своём) ходили в юбках, их костюм всё равно считался... мужским, и эта тенденция гневно разоблачалась противниками равноправия из числа всё тех же революционеров. Даже странно, что женщинам не припоминали, что надевать – с юбкой или панталонами, неважно – мужские куртки и жилеты было трендом у представительниц низложенной аристократии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем женщины из низов молча облачались в мужскую одежду, осваивая мужские профессии. Хотя это было не слишком популярно, всё вместе это заставило революционеров принять специальный декрет, в котором говорилось, что граждане Франции вольны выбирать любую одежду... сообразно своему полу. Так и никак иначе.

Теруань де Мерикур
Теруань де Мерикур
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это был прямой удар в таких, как популярная в народе революционерка Теруань де Мерикур, которая бродила по Парижу в «мужском костюме» (при юбке, но в мужском пиджаке) и при оружии. Её обзывал падшей женщиной в своих статьях известный памфлетист – возможно, в том числе за мужскую одежду. Однажды им довелось столкнуться на улице. Мерикур даже не стала обнажать саблю – она подала знак, и памфлетиста линчевала толпа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1800 году в Париже выпустили отдельный запрет женщинам появляться в мужской одежде. Отныне та, что хотела бы показаться прилюдно в брюках, должна была добиться этого права через суд. Без вопросов суд выдавал такое разрешение женщинам, страдающим от излишнего роста волос на лице – для охраны их целомудрия и во имя общественного порядка. Известен случай, когда разрешение запросила девица, которой требовались укрепляющие поездки верхом, но по состоянию здоровья удержаться в седле она могла только по-мужски.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Луиза Мишель
Луиза Мишель

Чаще же всего разрешение на мужское платье выдавалось женщинам, которые остались без мужской опеки и кормили себя мужской профессией. Интересно, что речь иногда шла не только о мужских профессиях. Так, девица, работавшая извозчицей, добилась разрешения на мужское платье, чтобы перейти в коллектив кучеров-мужчин, которым платили больше. А иначе бы она не накопила на домик и вынуждена была бы получать удары по своей девичьей скромности всю оставшуюся жизнь, прилюдно правя лошадьми!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако были и иные случаи выдачи разрешения. Так, Маргерит Буланже получила разрешение ходить в мужском только потому, что была любовницей правящего короля, так что суд не особо вникал в аргументы. Писательница Жорж Санд, которая искала возможности свободно ходить по городу, подалась в суд за разрешением с той аргументацией, что приличествующее её сословию женское платье слишком дорого для неё (даже не надо было объяснять, что дама не находила возможным одеться как уличная торговка или крестьянка). Получила разрешение и знаменитая художница Роза Боннёр. Объясняя знакомым, зачем ей это надо, она говорила что-то вроде того, что природа дала людям две ноги, и логично одевать каждую.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авантюристки в брюках

Отдельную касту дам XIX века, надевающих мужскую одежду – особенно брюки – составляли разного рода авантюристки. Например, легенда американского Дикого Запада Бедовая Джейн. Надо сказать, что хотя на Диком Западе хватало авантюристически настроенных женщин – например, ковбоек – брюки среди них обычно были не в ходу, так что такие, как Джейн, выделялись.

В 1871 году в Париже поднялись волнения, которые казались новой революцией. В ходе волнений образовалось государство в государстве – Парижская коммуна, которое просуществовало чуть больше двух месяцев. Сохранились фотографии участниц коммуны в брюках – притом свой женский пол они и не думали скрывать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самой знаменитой коммунаркой, кстати, была поэтесса Луиза Мишель, которая всю жизнь из феминистских принципов стремилась носить «мужской костюм», считая его, собственно говоря, ничуть не мужским – а обязанным быть общим и свободным для выбора. После падения коммуны она стала убеждённой анархисткой, сторонницей Бакунина и Кропоткина.

Тереза ​​Фигер
Тереза ​​Фигер
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой известной боевитой француженкой в брюках была девица-драгун Мария Тереза Фигёр по прозвищу Сан Жен (кстати, такое прозвище носила не она одна). Сначала она состояла в армии монархистов, сопровождая там своего дядю и выдавая себя за юношу. Но после того, как она попала в плен, ей предложили сражаться на стороне революционеров – и она неожиданно не отказалась. В армии республиканцев она уже не скрывала свой пол. Уже как девица-драгун она познакомилась с молодым и никому ещё не известным Наполеоном – они сражались чуть ли не плечом к плечу.

Карьера её закончилась во время завоевания Наполеоном Испании. Фигёр захватили в плен партизаны. Обычно офицеров Франции они уничтожали, но перед девицей заколебались – и передали её англичанам. Англичане пересылали её из тюрьмы в тюрьму до самого отречения Наполеона. Только тогда Фигёр вернулась на родину. Позже она ещё делала попытку вернуться в армию, но от её услуг отказались.

В итоге в сорок четыре года Фигёр вышла замуж за давнего друга, породив в Париже шутку о свадьбе жандарма и драгуна. Как ни странное, главная соль шутки была не в том, что драгун оказывался женского пола – а в том, что на улицах Парижа драгуны с жандармами обычно дрались. Первые бесчинствовали, вторые их усмиряли. Даже в браке Фигёр по старой памяти надевала форму. Дожила она, кстати, до восьмидесяти семи лет.

Жанна Дьёлафуа, знаменитая археологиня, изначально одевалась в мужское ради поездок с мужем в страны Востока. Там она, понятное дело, выдавала себя за мужчину. Когда французская публика привыкла к этому факту, Дьёлафуа принялась носить брюки и в Париже. Даже орден Почётного легиона она получала в белых брюках и рубашке. Во время Первой Мировой войны она попытается обратиться к властям с просьбой разрешить ей стать первой женщиной во французской армии – видимо, ничего не зная о Фигёр – но потерпит неудачу.

Две самые известные россиянки в брюках, если не брать императриц, были, однако, далеки от авантюризма. Одна из них – юродивая Ксения Петербургская. Она ходила в одежде своего рано умершего мужа, пока та не истлела. Впрочем, Ксения представлялась его именем. Другой была знаменитая женщина-хирург Вера Гедройц, дочь литовского рода, отметившегося в польском восстании 1863 года. Она была открытой лесбиянкой, а в то время нередко сексуальную ориентацию привязывали к презентации в одежде, и мужское носили многие лесбиянки, но редко кто из них делал это открыто.

Загрузка статьи...