«Заживо погребены и задушены»: история Кукуевской железнодорожной катастрофы 1882 года, о которой забыли

Это была не первая авария на железных дорогах Российской империи, унёсшая человеческие жизни. Но её детали до сих пор позволяют считать её одной из самых ужасных в истории страны. А виноваты в ней были сильные ливни, размывшие железнодорожную насыпь.
«Заживо погребены и задушены»: история Кукуевской железнодорожной катастрофы 1882 года, о которой забыли
Public domain
Трагедия произошла на Московско-Курской дороге в конце июня, и настолько потрясла жителей России, что про неё писали все газеты того времени — причём, в течение нескольких недель.
Содержание статьи

Грязевая бедна

В ночь на 30 июня 1882 года пассажирский поезд №3, следовавший из Москвы в Курск, уже подъезжал к станции Бастыево. Ему оставалось лишь преодолеть железнодорожную насыпь, проложенную через глубокий и широкий Кукуевский овраг, но случилось страшное.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из-за долгого проливного дождя в конце июня пропускная труба в овраге, имевшая чуть больше метра в диаметре, не сумела справиться с огромной нагрузкой и частично разрушилась, после чего насыпь оказалась буквально смыта. А на дне оврага, глубина которого составляла не менее тридцати метров, образовалось настоящее грязевое болото.


«...получены подробности о катастрофе. Оказалось, что смылось полотно железной дороги в одном месте и поезд покатился по крутому обрыву вниз, попал в топкую местность, и весь погрузился так, что несчастные пассажиры были все заживо погребены и задушены...»
князь Владимир Мещерский
Издатель и редактор журнала «Гражданин»

Когда поезд на полном ходу въехал на насыпь, локомотив тут же потащило назад — его потянули за собой падающие вагоны. Кондукторы последних четырех успели дернуть стоп-краны и смогли затормозить движение буквально в пяти-шести метрах от грязевой воронки — этим они спасли не один десяток людей. А вот первые семь вагонов рухнули вниз — один за другим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда на место крушения прибыли спасатели, то им предстала ужасающая картина: прорванная узкая насыпь полотна дороги и огромный овраг, на дне которого лежали обломки вагонов, медленно погружающиеся в топкую грязь. А поверх них — бурлящий водный поток, выносящий из-под вагонов вещи и тела погибших пассажиров.

Бывшая железнодорожная станция «Бастыево ". Поезда дальнего следования здесь уже не останавливаются.
Бывшая железнодорожная станция «Бастыево ". Поезда дальнего следования здесь уже не останавливаются.
Wikimedia Commons
Крушение поезда случилось на 316 километре перегона Чернь — Мценск, недалеко от станции Бастыево (Тульская губерния). Рядом с местом аварии располагалась деревня Кукуевка, поэтому произошедшее стали называть «Кукуевской железнодорожной катастрофой».

Гиблое место и дождь-убийца

В конце июня на здешние места обрушился ливень, который не переставал идти в течение двух дней. Затопило все низины и дороги, и лишь одна железная дорога продолжала работать без перебоев, так как вода не могла навредить чугунным рельсам. Зато навредила откосам глиняной насыпи через Кукуевский овраг, где и случилась трагедия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот участок задолго до нее считался гиблым — земли здесь были болотистыми, из-за чего приходилось довольно часто чинить пути и подсыпать глину в покореженную насыпь. Но настолько сильно ее еще никогда не размывало. Однако трагедии все равно можно было бы избежать, если бы не обычное человеческое недопонимание.

На начавшееся разрушение насыпи обратил внимание машинист почтового поезда №4, ехавшего из Москвы и вставшего на станции Чернь, чтобы пропустить своего коллегу на том самом поезде номер три. Он предупредил его о проблемах с железнодорожным путем примерно на 290-й версте, и поезда разъехались.

Пассажирский поезд «Москва-Курск» отправился со станции ранним утром, причем, ехать ему пришлось в условиях очень сильной грозы и проливного дождя. Преодолев 290-ю версту, машинист расслабился и даже прибавил скорость, решив, что опасность миновала. Но его коллега ошибся — угроза таилась чуть дальше, на 296-й версте, где и находился Кукуевский овраг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Раскопки на месте рухнувшей насыпи. Первого погибшего удалось достать только на шестой день поисков.
Раскопки на месте рухнувшей насыпи. Первого погибшего удалось достать только на шестой день поисков.
Public domain
До сих пор разнятся данные о количестве погибших и раненых во время крушения. Сами власти говорили о 44 жертвах и 35 пострадавших, но спасшиеся пассажиры были уверены, что погибших — гораздо больше. Ведь в путевой ведомости было указано, что в поезде ехали 310 человек, а выживших насчитывалось всего 135.

Опоздавшая помощь

Уцелеть в катастрофе удалось только тем людям, которые находились в последних вагонах. Один из них рассказал, что разбитые вагоны засасывало в грязь не мгновенное, а в течение нескольких минут: «Несчастные пассажиры хватались за доски, кричали и звали на помощь, но их относило водой и втягивало в болото... Подойти к ним и оказать помощь не было возможности, так как вся разъехавшаяся насыпь у нас на виду спускалась и задергивалась глиною, пока не всосала вагоны и они не исчезли из глаз...»


«... потерпевшим катастрофу поездом, сопровождая старушку-тетку, ехал племянник писателя Ивана Тургенева. Отца погибшего, Николая Тургенева, разбило параличом при этом известии. Он не пережил гибели единственного сына...»
Владимир Гиляровский репортёр

Пассажиры, которые не получили опасных травм, смогли добраться до Кукуевки, а оттуда — до станции Чернь. Но из-за непогоды телеграф не работал и помощь пассажирам погибшего поезда подоспела лишь через пять часов, когда большую часть вагонов поглотило болото вместе с людьми. Всех остальных доставили на станцию Мценск, где им была оказана медицинская помощь.

В 2003 году на станции Скуратово в память о погибших в кукуевской катастрофе открыли часовню Воздвижения Креста Господня.
В 2003 году на станции Скуратово в память о погибших в кукуевской катастрофе открыли часовню Воздвижения Креста Господня.
Соцсети
Вы знали про Кукуевскую железнодорожную катастрофу?
Да
Нет