«Я перестала скрывать, что убила мужа»: как пережить домашнее насилие, вернуть себя и придумать выставку

Ольга Симонова в момент самообороны лишила жизни мужа-агрессора, отбыла наказание, создала социальный проект в телеграме «Как дальше» и стала героиней фильма «Почему женщины убивают?». Она поделилась своей историей и рассказала, как можно вернуть себе ощущение собственной ценности и начать делать что-то эстетичное и важное для артикуляции табуированной темы (ведь именно с признания проблемы начинается исцеление общества).
«Я перестала скрывать, что убила мужа»: как пережить домашнее насилие, вернуть себя и придумать выставку
Oleksandr Pidvalnyi / Pexels
С 8 июля по 4 августа в арт-пространстве Cube.Moscow открыта «Нефиолетовая выставка / Nonviolet exhibition», посвященная теме домашнего насилия. «Новый очаг» публикует историю Ольги Симоновой, которая стала автором идеи выставки.
Содержание статьи

Либо ты, либо тебя

Ольга помнит, как раз за разом вспенивала моющую жидкость на губке и терла-терла-терла нож до исступления. Ей казалось, с него никак не смывается кровь. «Тот самый момент» Ольга не помнит. Только мешанина из пульсирующего ужаса и мыслей о сыне...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне сложно описать переломный момент, я практически ничего не запомнила, — признается Ольга. – Только страшно до слепоты и глухоты, ожидание боли, переживание, что ребёнок проснётся. Не могу описать свои чувства и мысли, потому что не помню. Удивилась очень, когда нож мыла. Осознание содеянного парализует. Ничего не понимаешь, только на автомате моешь нож Fairy и губкой для мытья посуды...»

Ольга ударила мужа ножом, обороняясь. Он и раньше бил ее, но этот раз был особенно жестоким и хитроумным: ушибы головы врачи не нашли, а потому выходило, что очевидных следов удушения и побоев не зафиксировали (на это особенно упирало следствие). Битое стекло по всей квартире суд во внимание не принял. И было слишком сложно доказать, что в момент, когда тебя определенно хотят лишить жизни, это знаешь на 100%, никаких сомнений и мыслей о том, как все будет выглядеть на суде. Вопрос встает ребром: либо ты умираешь, либо ты защищаешься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бывает и так, что мы совершаем поступки, которые не хотели и не планировали совершать. Как бы приятно ни было думать о том, что человек – высокоразвитое существо с принципами и ценностями, случаются моменты, когда животные инстинкты берут верх и срабатывает программа самосохранения», — говорит Ольга.

Ее судьба пугающе прозаична и повторяет практически каждый первый рассказ девушек, подвергшихся домашнему насилию.

«Стандартная история, в которой основным было: "ребёнку нужен отец", "бьет – значит, любит", попытки прекратить отношения с мужем и получить развод, попытки сбежать в другой город (Питер, Псков) подальше от мужа, — вспоминает Ольга. – Я испытала на себе все возможные манипулятивные инструменты: обещания и слёзы мужа, желание задарить подарками, угрозы забрать сына, федеральный розыск, который быстро помогли оформить друзья из соседнего отдела полиции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У меня был маленький сын, и это делает женщину сговорчивой, доверчивой, культивирует в ней сострадание до уровня жертвенности. Способность принести себя в жертву, отдать на избиение ради того, чтобы не забирали ребёнка. Детей часто используют для сговорчивости. Муж угрожал отнять сына или подбросить наркотики, намекал, что у него есть возможности для этого. После того, как меня объявили в федеральный розыск быстрее, чем приняли к производству заявление о побоях, я поверила во всемогущество мужа и просто терпела. Ждала, когда ему надоест, постоянно испытывая основное ощущение любой девушки в такой ситуации – ощущение полной безнадёжности, удушающей липкой слабости и невозможности быть услышанной и хоть что-то изменить».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга Симонова. Семейное насилие
Фото: Аксана Лисовская

«Сама виновата»

Осознание того, что она убила мужа, пришло к Ольге не сразу. Но когда пришло, ее первыми мыслями было – обеспечить благополучие сына, пока ее «не будет» (то есть когда она сдастся и сядет в тюрьму отбывать наказание). Она вызвала сестру и адвоката, чтобы оформить опекунство. И только потом обратилась в полицию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот «прагматизм» позже станет основой обвинения и осуждения по статье о предумышленном убийстве. И эта глава повествования добавит Ольге боли и страданий, помимо собственных внутренних угрызений. Он будет сжигать себя изнутри, а извне ее будет прессовать общество, которое не желает признавать свои язвы, ведь

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Муж Ольги был старше её на 14 лет, у него уже был опыт брака, который доказывал, что проблемы с неоправданной ревностью и агрессией были у него всегда. Но суд не принял во внимание, что в предыдущих отношениях муж Ольги даже нанимал детектива, чтобы поймать девушку на измене. Да и сама первая – гражданская – жена Алексея на процессе давала неоднозначные показания и тоже не раз занимала позицию обвинения жертвы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я постоянно сталкивалась с формулировкой "сама виновата" со стороны полиции и судьи/прокурора. Это их работа – осуждать и обвинять, поэтому ничего кроме сопротивления я внутри не ощущала. Я испытывала боль и злость во время судебных заседаний, когда выслушивала ложные показания сводной сестры и гражданской супруги, которые умолчали о многих фактах, а сестра мужа даже меняла показания во время следствия. Мне было невыносимо плохо – и от этого отношения и поведения в том числе.

Был период в жизни, когда я делала сама себе больно. Я испытывала вину за содеянное, несмотря на то, что я отбыла наказание в виде лишения свободы. Я занижала себя, критиковала и постоянно оборачивалась назад, страдала из-за потерянного времени, которое я провела вдали от сына. Я грызла себя внутри за то, что не проводила сына в первый класс, не была рядом, когда он разбил коленку, был зайчиком на Новогодней елке. Я рыдала ночами от мысли, что я смогла бы спасти сына от психиатрической больницы, в которую он попал после моего заключения. Я делала себе больно каждую ночь, гоняла по кругу эти мысли, обвиняла себя. Я пыталась выплакать то, что держала в себе годы заключения. Я не могла позволить себе слабость, в местах заключения – это непозволительная роскошь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В какой-то момент я поняла, что страдая по прошлому и потерянному, я отнимаю у себя настоящее. Я собралась, взяла себя в руки. То, что было, не исправить. Я хочу сберечь то, что есть».

Вернуть себя и продолжить жить

«В 2011 году я считала себя жертвой. Против меня было всё. Сейчас я отношусь к произошедшему, как к опыту, которым важно делиться, — рассказывает Ольга. – Я перестала скрывать тот факт, что я убила мужа и понесла за это наказание. Я перестала винить себя в том, что произошло. Эта история научила меня выбирать, в первую очередь, безопасность для себя и своего ребёнка. Не верить клятвам и обещаниям, а судить человека по действиям. Не верить в то, что я могу быть виновата в плохом обращении со мной. Нельзя терпеть и ждать, когда муж станет прежним родным человеком. Этого не случится никогда, но в этом нет вашей вины. Вы не можете повлиять на ситуацию, жертвуя своим телом и безопасностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне бы хотелось изменить в себе прошлой одну вещь – веру в то, что если я буду жертвовать собой и позволять мужу себя бить, лишать сна, эмоционально меня мучить, то тем самым я сохраню семью и отца для своего ребёнка. Что смогу понять и простить мужа на следующее утро после ночи издевательств (ведь он без меня «жить не может» — и обязательно исправится). Я хотела бы исправить эту наивность и доверие. И предупредить о ней других».

Ольга проделала огромную работу над собой, хотя поддерживать в себе жизненные силы было порой чрезвычайно сложно. Главными стимулами движения к свету были сын и желание помочь другим таким же жертвам домашнего насилия, которых не слышат и не хотят ни признавать, ни защищать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Колония откладывает отпечаток на самооценке и видении мира, разрушает твою ценность и уважение к себе. Ощущение ценности получилось вернуть только в этом году благодаря работе с психотерапевтом. Я разобралась с негативными установками и уверенностью, что я виновата в том, что со мной так дурно обращались. Теперь я знаю, что это не так. Плохое случается и с хорошими людьми. Я также обрела уверенность в том, смогу физически за себя постоять, потому что занимаюсь Крав-Мага (система самообороны) у замечательного тренера Александра Марчака.

Внутренние силы на изменения появляются, прежде всего, из любви к сыну. Все это время я стремилась вернуть связь с ним. Связь с самым любимым в жизни человеком. Стать для него нужной и любимой. И, конечно, я возвращаю себе ощущение ценности благодаря помощи другим».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ольга Симонова. Семейное насилие
Фото: Аксана Лисовская
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда тебе нефиолетово

Ольга продолжает работать над собой и помогать, помогать, помогать. В июне она пробежала Гонку Героев, сейчас отправилась на покорение Казбека. Вместе с сыном она участвовала в приготовление бутербродов для бездомных и готовила ужин в детском доме, сейчас занимается Telegram-проектом «Как дальше», который помогает подвергшимся домашнему насилию женщинам научиться слышать свое тело, свои эмоции, прорабатывать травму, артикулировать проблему, не чахнуть под давлением токсичного окружения и постепенно восстанавливаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нефиолетовая выставка» — еще одна деталь этой кампании Ольги против насилия и на пользу общества. Новый арт-проект получил такое название неслучайно. В языках романской группы фиолетовый цвет ассоциируется с насилием, потому что violet (фиолетовый) и violence (насилие) созвучны. В русском же фиолетовый ассоциируется с равнодушием — «всем всё фиолетово». Организаторы проекта неравнодушны к проблеме домашнего насилия и хотят еще раз напомнить о том, что оно разрушает жизни людей и приумножается при равнодушии и, значит, допущении большинства.

«Я рассматриваю выставку как возможность начать разговор на тему домашнего насилия. Перестать делать вид, что этого не существует, — акцентирует внимание Ольга. – Показателем существования проблемы является упоминание этого явления. Если это событие не обсуждается, его якобы нет. В нашей стране настолько мало говорят о домашнем насилии, что можно предположить, будто его не существует, либо встречается оно редко, в качестве исключения, поэтому не представляет опасности и не достойно обсуждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это точка зрения тех, кому посчастливилось не сталкиваться с этим явлением. Но я точно знаю, что насилие существует. От близкого человека, который обещал тебя любить и заботиться, который отец твоего ребёнка. Именно этот человек бьет тебя, бьет так, как будто ты боксерская груша. Наотмашь. Да, это стыдно признать, что у тебя не идеальный брак. Потому что ты считаешь, что это равнозначно тому, что у тебя не получилось и это лично твоя вина. Но это не так!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О происходящем нужно говорить по нескольким причинам. Во-первых, это единственный способ прожить эту боль – вынести ее из темного угла и выставить под свет, сделать именно то, что боишься. Огласка насилия — это противостояние насильнику! Не стоит потакать, замалчивая пережитое. Говорить громко – способ заставить задуматься о происходящем тех, кто устанавливает законы. Мужчинам не понять женщин, но нас можно услышать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А во-вторых, это шанс предостеречь девочек, которые только-только столкнулись с первым рукоприкладством. Показать, что надо бежать – и бежать прямо сейчас. Насилие в семье – это не норма. Не нужно это терпеть и соглашаться на такое. Надо бороться. Кроме себя надеяться не на кого».

Когда: с 8 июля по 4 августа
Где: арт-пространство Cube.Moscow
Что: «Нефиолетовая выставка / Nonviolet exhibition», посвященная теме домашнего насилия. В проекте под кураторством Елены Крыловой участвуют художники и активисты Алиса Гокоева, Аксана Лисовская, Руслан Меллин, Юлия Наполова, Макс Отто, Юлия Цветкова* (*внесена Минюстом России в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента).

Автор идеи выставки - героиня фильма «Почему женщины убивают?», создатель и автор социального проекта в телеграме «Как дальше» Ольга Симонова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Домашнее насилие. Ольга Симонова
Фото: Аксана Лисовская