18 июня 2023 года глубоководный обитаемый аппарат «Титан», принадлежащий американской компании OceanGate, отправился в своё последнее погружение. На борту находились пятеро человек: трое туристов, заплативших по 250 тысяч долларов каждый, и двое членов экипажа.В тот злополучный день среди пассажиров были британский миллиардер Хамиш Хардинг и бизнесмен Шахзада Давуд с 19-летним сыном Сулеманом. Аппаратом управлял Поль-Анри Наржеоле — бывший командир французского флота и признанный специалист по «Титанику». Вместе с ним находился основатель и CEO OceanGate Ричард Стоктон Раш.
«Мне не нужна могила»: спустя два года обнародованы новые подробности трагедии на «Титане»

Что известно сейчас о крушении батискафа «Титан»
Экспедиция должна была совершить погружение к останкам лайнера «Титаник», затонувшего в 1912 году в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом, и подняться обратно. Однако уже через 1 час 45 минут после начала спуска связь с батискафом прервалась. Это произошло примерно в 700 км от острова Ньюфаундленд (Канада). Спустя четыре дня поисков все находившиеся на борту были признаны погибшими.
Позже были найдены обломки судна и остатки человеческих тел.Официальное расследование трагедии до сих пор продолжается. Им занимается Совет по расследованию морских происшествий Береговой охраны США (MBI). Изначально предполагалось, что оно завершится в течение года, но финальный отчёт ожидается только к концу 2025-го.
Наиболее вероятной причиной катастрофы считается имплозия — резкое сжатие аппарата под колоссальным давлением на глубине, что привело к мгновенному разрушению корпуса. Эта версия объясняет, почему тела погибших так и не были найдены: они, скорее всего, были попросту уничтожены во время разрушения и стали частью поля обломков. Были обнаружены лишь небольшие фрагменты корпуса аппарата и возможные человеческие останки, однако они оказались непригодны для идентификации или традиционного захоронения.

Как похоронили жертв крушения батискафа «Титан»
Похорон в привычном понимании не было — из-за отсутствия тел. Однако семьи всех погибших провели частные мемориальные церемонии, чтобы почтить память близких.
Кристин Давуд, потерявшая в трагедии мужа Шахзаду и 19-летнего сына Сулеймана, рассказала в интервью The Mail, что не смогла похоронить своих родных — у них нет могил, однако она вспоминает их каждый раз, когда оказывается рядом с морем.
Исключением стал Поль-Анри Наржеоле — французский океанограф и ведущий мировой эксперт по «Титанику». Для него провели публичную церемонию прощания, правда, в режиме онлайн.
На момент гибели Поль-Анри Наржеоле занимал должность директора по подводным исследованиям в RMS Titanic, Inc. В память о нём компания провела открытую виртуальную церемонию прощания, трансляция которой велась в прямом эфире. По мнению организаторов, это позволило международному сообществу, связанному с исследованиями «Титаника» и океанографией, выразить скорбь и отдать дань уважения своему коллеге. Также RMS Titanic, Inc. организовала в Париже выставку, посвящённую деятельности Наржеоле.
В августе 2024 года у обломков «Титаника» была установлена мемориальная доска в честь Наржеоле. Она была спущена на морское дно усилиями все той же команды RMS Titanic, Inc.
Кто получил наследство погибших при крушении батискафа «Титан»
Все пассажиры и команда батискафа «Титан» обладали крупным состоянием. Так, на момент гибели состояние британского миллиардера Хэмиша Хардинга оценивалось примерно в 1 млрд долларов. Основу капитала составляла его компания Action Aviation, занимающаяся продажей и эксплуатацией деловой авиации. Наследство было передано его жене Линде Хардинг, а также четырём детям — двум родным сыновьям и двум пасынкам. Один из пасынков, Брайан Сзас, публично рассказывал, что получил «миллионы наследства», но конкретную сумму он не раскрыл. Также он отмечал, что, несмотря на материальные средства, продолжает испытывать личные трудности.
По данным СМИ, французский исследователь Поль-Анри Наржеоле владел суммой в 1,5 млрд долларов, однако эта цифра не подтверждена документально. Наследство было передано его супруге Энн Сарраз-Бурне, двум дочерям, сыну и пасынку. После его смерти взрослые дети устроили распродажу личных вещей, включая более трёхсот книг о «Титанике», сувениры и одежду с символикой OceanGate. При этом самые ценные и памятные вещи, связанные с морем и отцом, они оставили себе.
Личное состояние пакистанского бизнесмена Шахзады Давуда оценивалось в 285 млн фунтов стерлингов, однако его вдова Кристина и их 17-летняя дочь Алина получили в наследство лишь 76 тыс. фунтов. Причиной стало отсутствие действительного завещания. Семья проживала в английском графстве Суррей, где вступление в наследство без завещания возможно только в рамках активов, находящихся на территории Великобритании. Основная часть имущества Давуда, как и семейные компании Engro Corporation и Dawood Hercules Corporation, находились в Пакистане и, предположительно, была передана его родственникам.
Стоктон Раш, основатель OceanGate, за жизнь нажил около 25 млн долларов. Наследство перешло жене Венди Раш и их двоим детям — сыну и дочери. Однако точные суммы, которые они получили, неизвестны, поскольку значительная часть активов Раша была вложена в компанию OceanGate, которая после трагедии обанкротилась.

Иски к OceanGate
Семья Наржеоле подала гражданский иск против OceanGate, утверждая, что гибель людей произошла по причине халатности руководства. По их мнению, компания и её основатель Раш спроектировали и эксплуатировали батискаф «Титан», игнорируя все отраслевые нормы, чем вводили Наржеоле и других пассажиров в заблуждение относительно безопасности судна. В иске они требуют 50 млн долларов компенсации за моральный ущерб, утрату кормильца и потенциальное наследство, которое Наржеоле мог бы передать.
Тем не менее, как считают эксперты, даже в случае удовлетворения иска маловероятно, что истцы смогут получить всю сумму: во-первых, OceanGate прекратила деятельность и обанкротилась, а во-вторых, страхование и оставшиеся активы вряд ли покроют весь заявленный ущерб. Однако, как пишет Findlaw, Наржеоле создали прецедент и, возможно, подготовили почву для того, чтобы другие родственники погибших в результате катастрофы также подали иски к OceanGate.
