Я никогда не планировала быть керамистом — все решила случайность. А точнее, гончарная мастерская и магазин авторской посуды в отеле, где я жила во время путешествия по Армении. Владельцы проводили в нем мастер-классы для туристов, и я решила не проходить мимо, а сделать милую чашку на память о поездке. Сев за гончарный круг тогда, я поняла, что нашла свое призвание.
Как я стала керамистом и создала посудный бренд. Делюсь личным опытом

По возвращении из отпуска я прошла еще несколько мастер-классов, но быстро осознала, что формат «пришел, сделал и ушел» не дает знаний. Я стала искать полноценные обучения и в процессе познакомилась со своим мужем – профессиональным гончаром с опытом работы более 16 лет.
Первое время я была его подмастерьем: помогала с заказами клиентов и училась работать с глиной. Этот опыт помог мне быстро вырасти. Спустя довольно короткое время я начала создавать свои изделия – сервировочные тарелки, завела страничку в социальных сетях, а чуть позже запустила мастер-классы для детей и взрослых. Сейчас я живу и работаю в Москве, у меня есть свой склад и производство, которое обслуживает до 400 заказов каждый месяц.


Личный бренд продает
Изначально я делала посуду только на заказ, но в 2023 году поняла, что хочу открыть свой бренд и создавать авторские коллекции. Это позволило бы мне выйти на производство больших стандартных партий, купить новую печь и обжигать в печи по 30–40 кружек за раз. К тому времени я уже придумала чайные пары с незатейливыми рисунками из сердечек, веточек и цветов.


Моя стратегия сработала: я пополняла склад, продавала в среднем по 10 фирменных чайных пар в неделю, а параллельно изучала продвижение в социальных сетях. До этого я уже вела блог и интуитивно делала упор на личный бренд: рассказывала о своей жизни, о том, как придумываю дизайн для новых коллекций, показывала этапы обжига и росписи. Оказалось, это рабочая стратегия.
Продавая товары ручной работы, важно показать, что вы создаете их с душой, искренне любите то, что делаете, и вместе с изделием передаете человеку частицу себя. Это добавляет ценности вашему бренду и помогает оправдать не самую низкую стоимость.

Не стоит экономить на визуале
Сначала я сама фотографировала посуду, тратила много времени на выбор ракурса и обработку кадров, но все равно не могла добиться идеального результата. Казалось, что с небольшим объемом заказов нанимать фотографа просто нецелесообразно. Но именно в этом и была моя точка роста. Я отправила партию посуды контент-мейкеру, составила подробное техническое задание и уже через неделю получила готовый материал для каталога.


Профессиональные фото вывели мой маленький магазин на уровень полноценной студии керамики и подтолкнули к мысли создать собственный сайт. Люди стали охотнее оформлять заказы, и всего за год продажи выросли вдвое.
Реклама у крупных блогеров — не панацея
Занимаясь продвижением аккаунта, я, как и многие, делала рекламу у блогеров. В основном работала по бартеру, но однажды рискнула и купила интеграцию за 60 тысяч рублей. На тот момент это была самая большая инвестиция в продвижение магазина.
Это был мой единственный опыт такой дорогой интеграции. С тех пор я работаю с блогерами, которые сами проявляют инициативу и готовы сделать рекламу по бартеру. Им искренне нравится моя посуда, а значит, интеграция получается честной и вовлекающей. А количество подписчиков имеет далеко не первое значение. Мой рекорд — 70 заказов от рекламы по бартеру с микроинфлюенсером.


Что изменил переезд в Москву
Многие боятся переезжать в столицу из-за конкуренции, но в моем случае Москва стала еще одной точкой роста. Мы долгое время жили в Краснодарском крае, и там я наладила продажи посуды в туристических местах: на побережье и в магазинчике рядом с винодельней. Посуду покупали и оставляли хорошие отзывы, но я долго не могла найти новые каналы продаж.

С переездом в Москву все изменилось. Я убедилась, что люди гораздо охотнее соглашаются на доставку, когда понимают, что посылка будет ехать из столицы, а не из маленького городка. Несмотря на то, что пункты СДЭК сейчас есть даже в поселках, для многих это было барьером. К тому же, с переездом я получила доступ к большей аудитории на маркетплейсах. Моим открытием стал Flowwow, благодаря которому я получаю сейчас 30% от общей выручки. Рост бизнеса натолкнул меня перевезти производство из квартиры в цех, купить еще одну печь и оформить полноценный склад. Теперь 90% заказов я отправляю доставкой транспортными компаниями, а это всегда риск для хрупких грузов.
Комплекты — это красиво и выгодно
Я стараюсь внедрять в каталог посуду, состоящую из нескольких элементов. Например, чайную пару из кружки и блюдца. При этом не отказываю покупателям, если они хотят купить только чашку.
Чаще всего посуду покупают именно комплектами, и это помогает увеличить средний чек. Человек, который приобретет у меня чайную пару с лимонами, с высокой вероятностью со временем захочет собрать полноценный сервиз. И на этот случай у меня есть обеденные тарелки, масленки и боулы с таким же дизайном.


Материнство — не повод откладывать бизнес на потом
С рождением ребенка я не стала откладывать работу, тем более, что заказы продолжали активно поступать. Конечно, держать прежний темп было сложно, поэтому я выбрала для себя оптимальную нагрузку – 20 кружек в неделю. Это помогло не потерять навык и сохранить лояльных клиентов. Со временем ребенок пошел в сад, время освободилось, и я постепенно вернулась к полноценной работе. Но, конечно, мне пришлось уделять больше внимания планированию.

Кому-то этот ритм покажется суровым, но мне он помогает поддерживать дисциплину и не отклоняться от цели. Каждый месяц мне нужно изготавливать не менее 400 единиц посуды, контролировать качество, отправлять посылки и оставаться на связи с клиентами. Работы много, и, чтобы все успеть, нужно рассчитывать время.
Всем, кто только планирует открывать свой магазин посуды, я рекомендую не бояться конкуренции и искать свой стиль. На рынке действительно много керамики, а мастер-классы на гончарном круге проводят почти в каждом районе. Но вся фишка авторской посуды — в неповторимом стиле и истории, которая с ним связана. Важно построить эмоциональную связь со своими изделиями, и тогда они обязательно обретут популярность.
