Флажки на верёвочке: Эрик Булатов, Гарри Бардин и Николай Дроздов вспоминают своё зимнее детство

Коньки-снегурочки, ёлка в трехлитровой банке, табурет, на который тебя ставили перед Дедом Морозом, эвакуация и первая встреча с отцом, вернувшимся с фронта... Наше зимнее детство – в воспоминаниях Гарри Бардина, Николая Дроздова, Эрика Булатова и других свидетелей XX века.
Флажки на верёвочке: Эрик Булатов, Гарри Бардин и Николай Дроздов вспоминают своё зимнее детство
Коллаж: Дмитрий Гиенко
Как встречали праздник во время войны? А в 70-80-е годы? Что ставили на стол, что смотрели по телевизору? Режиссеры, художники, сценаристы вспоминают свои детские зимы и «новые года»
Содержание статьи

Эрик Булатов, художник

Зимы 1940-х

Память у меня плохая, а это досадно. Но всё же кое-что помню, конечно. Первые воспоминания – из эвакуации. С началом Великой Отечественной отец ушел на фронт добровольцем, в 1944 году он погиб, и с тех пор мы с мамой жили вдвоём. Жили мы сначала в Саратове, его я совсем не помню, всю зиму я проболел. А вторую зиму – в Свердлове, и здесь уже есть яркое воспоминание. На конкурсе детского рисунка я получил первую премию – кролика. С одной стороны, голодное время, а кролика можно было съесть. А с другой – он же живой, конечно, мы с мамой сразу от этой премии отказались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тогда мне дали вторую премию, и вот она уже мне понравилась – это была коллекция полудрагоценных уральских камней.

Поселили нас в Саратове в общежитии, где в одном большом помещении жили много семей, похожих на нашу. Отцы их либо были на фронте, либо арестованы, и выходило, что жили там только матери и дети. У каждой семьи было по две кровати, между нашими кроватями и другими натягивали простыни – получались «комнаты». Но на Новый год украшали помещение все вместе и вместе делали стенгазету.

У меня был друг – Боря Слуцкий. Никакого отношения к знаменитому поэту Слуцкому он не имел, но тоже писал стихи – для стенгазеты. В основном это были вариации на тему услышанных по радио песен. К примеру, строчки «пролетали кони да шляхом каменистым» в стенгазету попадали в таком виде: «пролетали кони над шляпой коммуниста» – и было смешно. Ну а иллюстрации у меня были исключительно военные, бить фашистов – тогда это было самое главное даже в Новый год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Была и ёлка. Помню, когда ходили за игрушками в магазин, там был такой особенный запах... Как вот, знаете, в библиотеку приходишь и пахнет книгами, и сразу возникает некая атмосфера. Вот в магазине пахло игрушками и была атмосфера игрушек. Там было много стеклянных игрушек, поэтому все сияло, сверкало, блестело. Больше всего мне нравились шары. Помню, например, шар в виде головы клоуна в колпаке... Еще я любил разноцветные бумажные флажки на веревочке, помните такие? Раскрашенные как флаги советских республик, или просто с узорами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Под ёлкой у нас стояли ватные Дед Мороз и Снегурочка. На ёлке висели гуси, зайцы, лебеди. Дореволюционных игрушек у нас не было, но были игрушки 20-х и 30-х годов – такие примитивные скульптурки. Тогда мне они были не очень интересны, а сейчас думаю, что в этой примитивности была своя прелесть. И вот мы всем этим украшали ёлку, и в результате она вся выглядела будто увешанная драгоценными камнями. Это было очень празднично.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ёлки были не только домашними, были ёлки в учреждениях. Моя мама работала в Московской коллегии адвокатов, и однажды, благодаря её работе, я попал на роскошную ёлку в Колонный зал Дома Союзов. Там уже на лестнице персонажи сказок встречали детей какими-то речами. Пел детский хор. И если обычно главным на ёлке был подарок, то здесь сама ёлка очень взволновала и произвела сильное впечатление.

Зимнее детство коньки
Коллаж: Дмитрий Гиенко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай Дроздов, профессор МГУ им. Ломоносова, телеведущий

Зимы 1940-х

Я родился в 1937 году и первые детские годы провел в Рязани, где жила наша семья: папа – известный ученый-химик, мама – врач и мой старший брат. Когда началась Великая Отечественная, мы оказались так близко от линии фронта, что в какой-то момент немцы были буквально в двух деревнях от нас. Конечно, главные воспоминания детства вообще – это как мимо нас на фронт идут солдаты, а мы, дети, смотрим на них с восторгом. Обратно везли раненых...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зима 1941 года была очень холодной. Однажды наш знаменитый ведущий прогноза погоды – Вадим Заводченков – показал во время одного из своих эфиров температурный график погоды в Москве за 200 лет. И на нем прямо видно, что самая низкая среднемесячная температура была в Москве в 1812 и в 1941 годах. Научного объяснения этому нет, но факт есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Печку топили в основном мы с братом, отец чаще был занят на работе, он делал лекарства для фронта. Кололи дрова тоже мы, делали весело, вприпрыжку и потом радовались, глядя на поленницу и понимая, что дров хватит на всю зиму. Потом уже можно было бежать на улицу играть с ребятами в снежки. Или сидеть дома, разглядывать морозные узоры на окнах.

Но главным развлечением у нас, конечно, было пойти кататься на коньках на речку.

Коньки были еще те, которые привязывали к валенкам верёвочкой. Назывались они «снегурочки», такие, с загнутыми носами. Покупали коньки в сельмаге, сами точили напильничком. Идёшь из дома, коньки несёшь через плечо, садишься на берегу на лавочку, привязываешь – и пошёл-поехал. Иногда ещё лыжными палками отталкивались. Дома коньки висели в сенях на стене. Мама не каталась, а отец катался с нами часто. Катались долго, но стоило матери крикнуть: «А ну-ка домой!» – сразу бежали домой. А то можно было и подзатыльник получить, у нас воспитание было домостроевское.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одеты были как все – шубейка какая-то, ушанка, толстые перчатки, валенки. Валенки обязательно подшитые, потому что неподшитые быстро изнашивались. Поэтому мама к новым валенкам сразу пришивала подошвы. Плотный войлок, надо было вырезать его по размеру...

С ёлками проблем не было, вокруг был лес, отец, а чаще старший брат, брали топор, шли в лес и рубили. Сейчас я не рекомендую, конечно, так делать, сейчас мы понимаем, что ёлок мало осталось, я за то, чтоб они были искусственными. А то если каждый себе срубит по ёлке – леса не останется. А тогда дома мы устанавливали её в красном углу, рядом с иконами – семья у нас была верующая, хоть это и не афишировалось. В Новый год вечером слушали радио, сводку новостей с фронта, потому что это больше всего всех волновало, потом гимн, поздравления... Ну и молились, конечно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы, дети, ночью спали. Часик покуролесили в честь праздника – и спать. Как куролесили? Играли вместе с родителями в лото, в домино, в шахматы. Гости к нам на Новый год не приходили, не было как-то принято. На столе – ну чем тут отличишься – то, что мама пожарит, то и будет. Картошка, капуста, свекла, все со своего огорода. С мясом были проблемы, конечно. Иногда поросеночек, иногда куры были свои.

Из животных у нас еще дома жили собачка и кошка. Собака верная, всегда в ногах. Кошка сама по себе ходила, но, когда ложились спать, она приходила и ложилась ко мне или под одеяло, или рядом с головой. Я был коротко стрижен, и она считала меня своим котёнком, лизала мне голову, и я просыпался от того, что вся голова была в кошачьих слюнях. Но мне было приятно. Такая была кошачья мамочка у меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое главное зимой было, когда отец каким-то образом знал, когда будет северное сияние. Он следил за астрономическими явлениями. Конечно это были не такие мощные сияния, какие я потом видал в Арктике – целые ковры и занавесы, – а просто яркие светящиеся линии на небе. Но среди ночи это было такое впечатление! Отец говорил, это было самое южное северное сияние в стране. Южнее уже не увидишь.

Гарри Бардин, режиссёр

Зимы 1940-1950-х

Мой первый запомнившийся Новый год – 1944-й, тогда папу отозвали с фронта со сталинградского, уже Сталинград был захвачен нами, и он приехал к нам в Чкалов (так с 1938 по 1957 годы назывался Оренбург). Ему дали три дня, и он приехал, чтобы со мной познакомиться. Я помню, как папа меня нес на руках и курил свои папиросы, и я запомнил запах этих папирос на всю жизнь. А кроме этого, я запомнил центр Оренбурга, где стояла высокая ёлка, это был глубокий тыл, поэтому да, стояла ёлка, и вокруг были выпиленные из фанеры зверюшки. Ёлка была вся в гирляндах и звучал марш из «Аиды» Верди – это я узнал потом, когда вырос. Так мне запомнился папа, папиросы, марш из «Аиды». Это было первое детское впечатление от Нового года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дома мы потом отмечали Новый год, но это было такое бедное советское детство, когда вешались конфеты на ёлку и мандарины, обмотанные крест-накрест черными нитками, и дети ждали не столько Нового года, сколько возможности ёлку разгрести и, наконец, съесть и то, и другое. Это было уже в Прибалтике, в Лиепае, и там уже были шоколадные конфеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подарки дарить было не принято, и стол был самым простым. Но зато я помню, что обязательно делался холодец. Варил его папа, и помню, он все время будил меня по ночам, вставая, чтобы подойти к подоконнику, около которого я спал. Там стояли глубокие суповые тарелки, залитые холодцом, и папа босыми ногами то и дело прошлёпывал к подоконнику и проверял холодец – замерз он или нет, очень волновался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гарри Бардин новогоднее детство
Коллаж: Дмитрий Гиенко

Денис Драгунский, писатель

Зимы 1940-1950-х

В детстве никогда мне не бывало так жарко, как зимой. Потому что зима – это беготня во дворе и катание на санках с горки. Горка у нас была непростая – мало у кого такая была! Сейчас объясню. Мы жили на улице Грановского, полминуты от Кремля. Подхватив санки – а иногда, если санки «одалживали на денёк» старшие мальчишки, взяв круглую фанерку – выбежать на улицу Калинина (ныне Воздвиженка) – перебежать Моховую, проскочить мимо задних ворот Манежа, откуда еще выезжали «ЗИМы» и «ЗИСы» – потому что он пока еще был гаражом Совета министров – вбежать в Александровский сад, и направо, к Боровицким воротам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там была горка. Это был как бы подъем земли, маленький полухолм, прислоненный к красной Кремлевской стене – вот на нее мы забирались и съезжали вниз на санках и фанерках, просто по снегу или, для скорости и свиста в ушах – по темным ледяным дорожкам. Выскакивали на аллею под ноги редким пешеходам, и тут же мчались обратно, забирались наверх и снова вниз. Через час такого катания шея становилась мокрая, щеки – алые, а шерстяные рейтузы покрывались кольчугой мелких ледяных шариков. Надо было бежать домой, остыть чуточку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Квартира у нас была коммунальная, коридор широкий, но общей ёлки не было. Каждая семья наряжала свою. Бабушка Аня, мамина мама, читала мне старорежимное стихотворение:
«Вот спасибо так спасибо
Тем, чья добрая рука
Украшала эту ёлку
Для малюток бедняка.
Редко, редко озаряет
Радость светлая их дни,
И весь год им будут сниться
Ёлки яркие огни!»
Мне было приятно понимать, что эти стихи – не про меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олег Козырев, ведущий сценарист анимационной компании «Ярко», шоураннер

Зимы 1970-1980-х

Новый год в моем детстве ассоциируется вовсе не с ёлкой. Если подумать, то главным новогодним предметом однозначно был табурет. Деревянный прочный советский табурет. Стойки для ёлок в то время в нашем шахтерском городке Нелидово были редкостью. Люди крепили ёлки кто как мог. И лучшим креплением был табурет, который отец с грохотом укладывал набок и между ножек которого ставил ёлку (предварительно наполнив водой трехлитровую банку). Спил ели опускал в банку, обрубая нижние сучковатые ветви. А само дерево мама и папа плотно привязывали веревками к ножкам универсального табурета. Позже его прикрывали тканью, посыпали дождиком и ставили перед ним цветного резинового Деда Мороза с не менее резиновой Снегурочкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На новогоднем утреннике в детском саду мы водили хороводы и заучивали стихи и песенки.

Затем все заученное приходилось повторять многочисленным родственникам и друзьям, которых обходили с родителями в новогодние дни. И тут снова появлялся табурет. Меня бережно ставили в центр компании, и я старательно читал стихи, пел и даже иногда норовил танцевать, но меня обычно ловили на грани не всегда устойчивого предмета мебели. На табурете сидела бабушка-контролер, строго проверявшая наличие билета на новогоднюю ёлку в местном Доме культуры шахтеров. Ёлка состояла из выдачи подарка – не более одного в руки на ребенка на каждого из родителей (талоны на подарок были и у папы, и у мамы, так что два подарка было и у меня, и у сестры). И далее был спектакль с Бабой-ягой, которая год за годом упрямо пыталась сорвать Деду Морозу Новый год.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама новогодняя ночь всегда была в окружении многочисленной родни. Тем, кому не хватало места, доставалось сидеть на оставшихся тех самых табуретах. Я же лежал на ковре, почти под столом, подкрадывался к ёлке, хватал по одной висевшие на ней конфеты, отползал обратно и смотрел «Голубой огонек». А поздно ночью, когда все спали, я просыпался, чтобы посмотреть, как мерцает гирлянда на ёлке. Затем шел к окну, ставил табурет, дышал на морозное окно и детскими глазами смотрел на черное-черное небо, усыпанное яркими звездами. Они тоже были похожими на гирлянду. Только кто ж их туда повесил? Высокий у него, наверное, был табурет.

Олег Козырев
Коллаж: Дмитрий Гиенко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Капков, шеф-редактор киностудии «Союзмультфильм»

Зимы 1970-1980-х

Мои ранние воспоминания о зиме и Новом годе совсем не связаны с мультипликацией. Хотя небольшой, но пузатый черно-белый телевизор уже был полноправным членом семьи и все праздники проходили при его непосредственном участии: «Голубые огоньки», «Песня года», «Кабачок "13 стульев"» – куда ж без них? Телевизор был главным достоянием, которое все оберегали. Но, когда изображение начинало «гулять», появлялись полосы, надо было легонько стукнуть по крышке – и зачастую всё снова настраивалось. Почему это помогало – для меня до сих пор загадка. Был даже такой сюжет «Ералаша», когда дети лупили телевизор, а диктор в исполнении Валерия Носика в финале появлялся в бинтах и пластырях и говорил: «По техническим причинам трансляции больше не будет...»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик», «Дед Мороз и серый волк», «Новогодняя сказка», «Щелкунчик» – любимые мультфильмы детства. Была в них тайна, мистическое одушевление снеговиков, лесных чудищ, ёлочных игрушек, предвкушение главного праздника года. Когда транслировали эти ленты, квартира уже была украшена, на кухне что-то готовилось, и ожидались гости. Вот это ожидание с тревогой где-то над пупком и есть главный новогодний символ. Ты чего-то ждешь, что обязательно изменит жизнь, принесет какую-то невероятную радость, и всем будет счастье! И тут отрубалось электричество (31 декабря все включали плиты и телевизоры, и напряжение не выдерживало перегрузок), и чаще всего вечер 31 декабря проходил в подъезде при свечах – соседи выходили на лестницу, негодовали и смеялись, и в этом тоже была традиция. Во всяком случае, все друг друга знали и тепло относились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Да и зимы были другими – снежными, уютными.

Двор шумел допоздна: строили шалаши, лепили снеговиков, кидались снежками, играли в царя горы, катались на санках и дощечках. Домой приходили белыми-белыми. Нас встречали веники, которыми надо было стряхивать с себя зиму. А затем – ноги на батарею и отогреваться... Давно это было! Новый год – это подарки. Под ёлкой почти каждое утро что-то появлялось. Как? Откуда? Однажды поразил огромный разноцветный заяц. Папина сестра Люда, которая была ненамного старше меня, не выдержала и «раскололась»: «Это я тебе подарила, я!» Возникли первые сомнения: все ли подарки подкладывает Дед Мороз?

Первый приз я заслужил тоже на Новый год. В нашем подъезде в подвале располагался «красный уголок», в 1970-е годы они еще существовали. Бабушка отвела меня, дошкольника, на утренник. В одном из конкурсов под аккомпанемент баяна я изобразил подобие русской пляски и в награду получил большого пластикового Крокодила Гену. Оказывается, игрушки можно зарабатывать творчеством? Открытие меня поразило. Крокодил Гена первым протянул руку из моего профессионального будущего. И первый школьный спектакль, в котором я участвовал, был тоже новогодним. «12 месяцев» по пьесе Маршака. Играл Профессора. Полюбил эту сказку, смотрел и наш мультфильм, и японский. Обожал и игровой фильм, в котором легко узнавался Профессор – блистательный артист Николай Волков, а ураган уносил мою любимую комическую старуху Татьяну Пельтцер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Новогоднее детство
Коллаж: Дмитрий Гиенко