Звёзды, рыбы и боги: в Перу найдена необычная цветная фреска, которой 3000 лет

Многоцветная объёмная фреска проливает свет на художественные традиции прибрежных зон Перу доинкской эпохи. Ранее учёные не подозревали о таком изысканном мастерстве населения этого исторического периода.
Алла Мельниченко
Алла Мельниченко
Звёзды, рыбы и боги: в Перу найдена необычная цветная фреска, которой 3000 лет
Pontificia Universidad Católica del Perú

На северо-западном побережье Перу археологи обнаружили огромную 3D-фреску, возраст которой оценивается в 3 тысячи лет. На ней по сей день сохранились синие, красные, жёлтые и чёрные краски, изображающие рыб, звёзды и мифологических существ. «Изобразительность, декоративные приёмы и исключительная сохранность делают это открытие поистине беспрецедентным для региона», — рассказала в электронном письме изданию Live Science археолог Папского католического университета Перу Сесилия Маурисио, обнаружившая фреску.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маурисио и её команда начали раскопки на археологическом участке Уака-Иоланда в начале июля 2025 года. В первую же неделю раскопок они обнаружили фреску, которая относится к периоду Формирования (2000–1000 гг. до н.э.). Он назван так потому, что именно в это время на территории современного Перу возникли первые сложные общества. Длина фрески составляет почти 6 метров, а высота — 2,9 метра.

Фреска в Перу
Pontificia Universidad Católica del Perú
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На южной стороне фрески изображена большая птица с распростертыми крыльями и ромбовидным узором на голове, рассказала Маурисио, возможно, орёл или сокол. На северной стороне — растения, звёзды и человекоподобные фигуры, которые, по словам Сесилии, «похоже, представляют шаманов», которые были могущественными людьми в тот период. «Современные данные свидетельствуют о том, что фреска украшала внутренние помещения главного атриума храма периода Формирования», — пояснила Маурисио.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фреска в Перу
Pontificia Universidad Católica del Perú
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зона Уака-Иоланда, вероятно, была заселена в то же время, что и Чавин-де-Уантар, который до зарождения империи инков был важным ритуальным местом в Андах. Цивилизация Чавин располагалась в высокогорье и развивала сложные методы земледелия, металлургии и текстильного производства. Люди, которые жили здесь, оставили после себя фрески с изображением ягуаров и рептилий, хищников, обитающих в джунглях. Однако фреска, обнаруженная в Уаке-Йоланде, отличается от найденных в Чавине, поскольку отражает самобытную прибрежную художественную традицию, включая изображения рыб и рыболовных сетей.

Фреска в Перу
Pontificia Universidad Católica del Perú
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо продолжения раскопок в надежде найти новые фрески и, возможно, артефакты, которые помогут лучше понять это место, археологи планирую провести радиоуглеродное датирование и анализ пигментов фрески. Несмотря на ажиотаж вокруг открытия, исследователи подчеркнули, что объект находится под угрозой из-за воздействия окружающей среды, расширения сельскохозяйственных угодий и разграбления. Фактически, фреска была частично обнаружена, когда ученые шли по лазу, прорытому мародерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фреска в Перу
Pontificia Universidad Católica del Perú
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от Чавина, Уака-Йоланда не является на сегодня официально охраняемым археологическим памятником. В заявлении Папского католического университета Перу Сесилия Маурисио просит Министерство культуры Перу, региональные власти и организации, занимающиеся сохранением культурного наследия, обеспечить защиту этого объекта. Его удивительная сохранность объясняется тем, что он был засыпан землей, на которой построили другое сооружение.

Фреска в Перу
Pontificia Universidad Católica del Perú