Массовые перебои с интернетом по всей России: можно ли вернуть деньги за неоказанные услуги связи?

В разных регионах России наблюдаются массовые отключения мобильного интернета. Пользователи жалуются на перебои связи, а операторы продолжают взимать плату за услуги. Можно ли вернуть деньги за неоказанные услуги и куда обращаться, если связь пропадает регулярно — разбираемся вместе с юристом.
Алёна Трофимова
Алёна Трофимова
Массовые перебои с интернетом по всей России: можно ли вернуть деньги за неоказанные услуги связи?
Freepik

Пользователи из разных регионов России продолжают сообщать о масштабных перебоях в работе мобильного интернета. Особенно остро проблема ощущается в Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской областях, а также в республиках Татарстан и Удмуртия. С 18 июня страдает и Санкт-Петербург из-за ПМЭФ. В некоторых населённых пунктах связь отсутствует по нескольку часов или даже суток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причиной отключений, по неофициальным данным, стало усиление мер безопасности. Предполагается, что ограничения связаны с атаками беспилотников. По версии экспертов, дроны могут использовать мобильные сети для навигации и управления, а временное отключение интернета делает подобные действия затруднительными или невозможными.

Мы спросили у юриста Дмитрия Матюшенкова, можно ли вернуть деньги за неиспользованный интернет и есть ли смысл куда-то жаловаться.

ДмитрийМатюшенков
Юрист по административному праву и административному процессу, кандидат юридических наук, заместитель директора АНО «Центр развития законодательства»

Законно ли глушение мобильного интернета?

С юридической точки зрения временные отключения связи в подобных ситуациях не нарушают законодательства. Хотя официальные объяснения поступают редко, ограничение доступа к мобильному интернету в условиях угрозы безопасности допускается, если оно направлено на защиту населения. По сути, это может рассматриваться как вынужденная мера, аналогичная действиям в режиме чрезвычайной ситуации, даже если он формально не объявлен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Блокировка интернета при атаке БПЛА помогает, потому что дроны подключаются к общегородской мобильной сети 4G, а оператор получает возможность навестись на цель. Отсутствие интернета усложняет наведение и тем самым затрудняет атаки с помощью беспилотников на российские города», — объясняет юрист Дмитрий Матюшенков.

Можно ли вернуть деньги за дни без связи?

У многих пользователей возникает логичный вопрос: если интернет не работает — должен ли оператор компенсировать неоказанную услугу, особенно в случае предоплаченных пакетов? Формально тарифы предполагают предоставление стабильного доступа к интернету. Но на практике всё зависит от причины отключения.

Тариф предполагает предоставление стабильного доступа к мобильному интернету, а его отсутствие по вине провайдера (или внешних обстоятельств) считается нарушением условий договора. По аналогии с коммунальными услугами — если услуга не оказана, за неё не должно взиматься платы
Дмитрий Матюшенков Юрист

Однако, по словам эксперта, здесь вступает в силу и норма Гражданского кодекса о форс-мажоре: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. А именно — непредотвратимым для провайдера стало включение систем РЭБ, которые и заглушили возможность использования интернета не по его вине».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть провайдер может отказаться от компенсации, ссылаясь на форс-мажор. Но всё же при желании клиент вправе обратиться в техническую поддержку. Некоторые операторы идут навстречу и предлагают частичную компенсацию, например, в виде бесплатных SMS или бонусных минут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Куда жаловаться и есть ли в этом смысл?

Вопрос компенсации напрямую зависит от причины перебоев. Если отключения были санкционированы властями по соображениям безопасности — жалобы в контролирующие органы вряд ли приведут к результату. Но если качество связи упало по вине самого оператора, и это не связано с мерами безопасности, у клиента есть основания для претензий.

«Нужно понимать причины, по которым интернет не работает. В случае, если он был отключён властями региона централизованно, жалобы не будут иметь смысла. А вот если речь идёт о том, что сам провайдер не обеспечил необходимое качество подключения и при этом имел все возможности для этого — в таком случае есть все основания для направления жалобы провайдеру и в Роспотребнадзор для получения компенсации», — подчёркивает Матюшенков.

Freepik